Психологи уверены, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка.
Эта потребность удовлетворяется, когда вы, например, сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Можно приветливо посмотреть, ласково прикоснуться, прямо сказать: Как хорошо, что ты у нас родился, Я рада тебя видеть, Я люблю, когда ты дома, Мне хорошо, когда мы вместе;.
- Ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму, - говорит психолог Наталья Федоровых. - Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Но нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить. Или: Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь; лениться (драться, грубить), не начнешь; хорошо учиться (помогать, слушаться). В этих высказываниях ребенку прямо сообщается, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), только если;. Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Да только эти средства не всегда безотказны. Кто не знает такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: Меня не любят. Доводы родителей типа: Я же о тебе забочусь или Ради твоей же пользы дети не слышат. Точнее, они могут слышать слова, но не их смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: меня не любят, не принимают. Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, не таким, несчастливым.
Безусловно принимать ребенка - значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть!
(По материалам департамента социального развития
Кировской области).
домашнее задание
Внимание. А теперь домашнее задание для тех, кто хочет видеть своих детей счастливыми.
1 задание. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
2 задание. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, вот он приходит домой из школы и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь испортить его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
3 задание. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
*