Вторую книгу своих стихов местный автор Александр Чупраков озаглавил "Чувства на ладонях".
В книге 67 стихотворений. Их содержание характеризуют названия глав: "Все дороже мне эта женщина" (имеется в виду деревня – В. П.), "В нас прошлого даты стоят, как солдаты", "Уж сколько раз в тебя влюблялся, лесов березовая стать", "На одной волне для двоих".
Стихи первой главы пронизаны болью за русскую деревню. Причины этой боли сам автор объясняет так: " Только за последние 20 лет в регионе не стало 1300 деревень.… По отношению государства к деревне можно давать оценку состояния культуры общества".
Вторая глава раскрывает тему Великой Отечественной войны. "Для любого человека, не равнодушного к истории России, тема войны является особенной", – считает Чупраков. И поэт пишет о героях войны, ее жертвах, а также сегодняшних молодых людях, которые несут "Вахту памяти" – устанавливают, участвуя в поисковых операциях, имена без вести пропавших.
Третья глава – о любви к природе, четвертая – к женщине.
Не будем рассматривать достоинства и недостатки книги с точки зрения "ремесленной", технической – соблюдения правил стихосложения, стилистики и т. д. Обратим внимание на то, "доброе, вечное", что есть в сборнике. "Чистые души не старятся", – говорит поэт, убежденный в том, что источником этой чистоты является деревня, природа с ее полями и лесами, реками и родниками:
У родников особенная сила,
Хрустальный голос,
искрометный взгляд,
На них стоит крестьянская
Россия…
Автору "Чувств на ладонях" горько оттого, что "снова под Европу мы стрижем прически, лес свой подставляем под чужой топор", что в то время, когда кто-то празднует, "о крутых победах горло полоща", горько "плачет милая сторонка, обращаясь к Богу, на судьбу ропща".
Гоголь сравнивал Русь с бойкой тройкой, которая под управлением расторопного мужика способна обогнать другие народы и государства. Он восхищался неутомимыми конями этой тройки: "Эх, кони-кони, что за кони!"
Гоголь восхищался, Чупраков скорбит:
Молодость, боли не чувствуя, ранит,
Молча на бойню уводит коня.
Поэт призывает изменить отношение к тому, кто везет, кому мы обязаны движением вперед:
Вместо деревни – бугры, буераки.
Может, на волю отпустим коня?
Эти стихи, как никакие другие, актуальны сегодня. Только что завершил работу сельский сход, на который приехали со всех концов области землепашцы, животноводы, сельские врачи, учителя, библиотекари, главы ряда районов. В их выступлениях звучала та же боль, те же мысли о необходимости изменения отношения к деревне, что и в "Чувства на ладонях". Кстати, чуть ли не каждый второй начинал или заканчивал свое выступление стихами, тождественными процитированным выше.
Их автор говорит о своей привязанности к Сергею Есенину, которого называет "частью эпохи", ее "чувственным набатом".
Он создал мир чарующего слова,
Страну Есению, где чувствуют,
живут,
Когда сердца от сладостного зова
Страдают, любят, помнят и поют.
Он мир заставил разглядеть Россию.
Последняя строка особенно хороша. Влияние Есенина, учеба у него ощущаются в сравнении нынешней России с израненной птицей, в музыке и образном наполнении строк:
От синевы светилось небо,
Сквозь сон лугов текла река,
А мне опять хотелось хлеба,
Того, что мать в печи пекла.
Не может не радовать умение Чупракова давать лаконичные характеристики большому и сложному. Говоря о двадцать первом веке, он называет его наследником прошлого, надеждой поколений и обращается к нему с наказом:
Ты должен знать, что,
научившись брать,
Берут все лучшее для будущих
свершений.
Вот и мы постараемся взять все лучшее из новой книги нолинского автора. И хоть заявляет он, что "нам время снимает кровавые раны", память о войне для него как кровоточащая рана, она причиняет ему боль и заставляет писать:
Мне чужая беда, как своя,
Я защитник российского дома.
Понятно, что такому человеку дорога память о героях Великой Отечественной, самоотверженных защитниках "российского дома", таких, как Зоя Космодемьянская, которая
Как на трибуну, шла на плаху
Бойцом, для подвига рожденным,
И умерла без тени страха
Непокоренною мадонной.
Маяковский сказал о поэзии, что она "вся! – езда в незнаемое", то есть вся – открытие. Интересным открытием выглядит стихотворение Чупракова "Три дворника". Дворниками названы ветер, снег, дождевые воды:
Нас отмоют в осенней погоде
И протянут чистые руки
Дождевые небесные воды,
Бестарифные наши слуги.
"Бестарифные слуги" – неожиданно точная характеристика одновременно осени и нашего рыночного сегодняшнего общества, в котором на все услуги каждодневно повышается плата.
Чупраков начал писать стихи в зрелом возрасте и поэтому спешит успеть сказать обо всем, что его волнует. А волнует его многое.
Если поется – пой
На перекрестке дня.
Небо свое открой…
Кто, если не я?
Еще:
Вновь целую, обнимаю, глажу
После новых жизненных разлук,
Утолить, я знаю, эту жажду
Мне не хватит губ, не хватит рук.
Встреча с человеком с неутолимой жаждой любви, жизни, творчества всегда обогащает. Верим, что неистребима в нем и жажда настойчиво совершенствоваться в ответственнейшем деле, каким является и искусство слова.