Мой рассказ о землячках. У каждой из них сложилась своя жизнь, но есть и общее: они дочери крестьян и отцов-фронтовиков. В войну они были малыми детьми. Вместе со своими матерями - великими труженицами - пережили это трудное время, а когда подросли, трудились наравне со взрослыми. Все они стали в будущем добрыми трудолюбивыми людьми.
Валентина Ивановна Маньковская (в девичестве Микрюкова) родилась 1 декабря 1936 г. в д. Плосково, что в четырех километрах от Кырчан. В Плоскове в то время было 40 домов, начальная школа (даже два здания). Позднее в одном из них находилась контора колхоза "Новый путь". Родители Валентины - Иван Яковлевич и Анна Ивановна. В семье проживала бабушка с материной стороны - Наталья Григорьевна. Был у Валентины и брат, 1937 г.р. К сожалению, мало пожил. Однажды Валя с братом качались на качелях в ограде, Толя упал с качелей на голову. Увезли его в Нолинск в больницу. Когда мать и сестра приехали навестить Толю, врач сообщил им о смерти мальчика и добавил: "Благодарите Бога, что такой исход, иначе всю жизнь бы вы с ним мучились, и он тоже". Что на это скажешь? Погоревали, поплакали, а дальше жить надо.
Шла война. Отец Вали, Иван Яковлевич, ушел на фронт. Вот что рассказала Валентина Ивановна об отце: "Родился он в д. Рогали. До женитьбы скитался с родителями по окрестным деревням. Сначала жили на Усатовской мельнице, потом на Выселке (был в то время такой хуторок), там обгорели. Переехали в Нижнюю Скородумовщину. После женитьбы перебрался в д. Плосково к жене, как говорят, "вошел в дом". Работал кузнецом, катал валенки". На войну ушел зимой 1942 г., Вале тогда шесть лет было. Запомнила - когда отец уходил на фронт, за спиной у него была котомка. Сбор будущих воинов был в г. Котельнич. Анна Ивановна ездила туда, возила на лошади кое-какие продукты. Из Котельнича эшелоны с новобранцами отправлялись в самое пекло войны.
Валя осталась с бабушкой и матерью без отцовской помощи. Мужчин в деревне не осталось. Анну Ивановну поставили председателем колхоза. Жилось трудно. Валентина Ивановна вспоминает, что к весне все крыши домов и ферм стояли голые - торчали одни жерди и стропила, вся солома ушла на корм животным (в то время крыши крыли соломой, в основном, ржаной, т.к. стебель ржи длинный). Жители деревни тоже траву ели. Собирали головки клевера, клубнику на угорах. Все это сушили, толкли в ступах, пекли лепешки. С ягодами они были все-таки послаще. В деревню время от времени приходили похоронки. Женщины со страхом ждали почтальона - какую-то весть он принесет?
В 1944 году Валя пошла в школу. Вначале училась в своей деревне, куда ходили ребята из Судаков, Ерпулей, Большого Вострижанья, Ивановской мельницы. С 5 по 7 класс продолжила образование в Кырчанской школе. Вспоминает, что учителя Алексея Дмитриевича Решетникова некоторое время не допускали до работы, т.к. во время войны он был в плену. Шло долгое выяснение этого обстоятельства. Когда все прояснилось, его приняли на работу. (От автора. Я помню Алексея Дмитриевича как хорошего учителя, честного и порядочного человека. Он учил нас химии. В плен попал, будучи раненым. Войну встретил в Брестской крепости. Позднее он со своей супругой Анной Павловной (она нас учила русскому языку и литературе) ездил на встречу с однополчанами в г. Брест).
Девочкам, отцы которых не вернулись с войны, дали справки от колхоза, и они уехали учиться и работать в Кирове. Вале справку не дали, потому что ее отец с войны вернулся. 15-летней Вале пришлось остаться работать в колхозе. Работала на сенокосе, молотьбе. Вспоминает, как молотили. У ометов (скирд) стоял трактор "ХТЗ", он приводил в движение механизмы. Зерно веяли, очищали от мусора в лабазе (закрытой постройке, покрытой соломой). Здесь снопы молотили с помощью лошади. Она ходила по кругу, приводила в движение соответствующие механизмы. Веяли зерно и на веялках, которые крутили вручную (тогда электричества еще не было). Мама Вали, Анна Ивановна, косила на конной косилке, а подростки и женщины вязали за косилкой снопы. Еще нужно было за собой загрести, чтобы ни один колосок в поле не остался. В этой работе требовались сноровка и скорость движений. Снопы ставили в суслоны колосом вверх. Суслон из ржаных снопов назывался бабкой. Количество снопов в бабке зависело от толщины снопов. Обычно бабка состояла из 10 снопов: 8 ставили вертикально, два связывали вместе и клали горизонтально поверх тех снопов. Также делали суслоны из ячменя, пшеницы, овса, только между двумя верхними снопами клали еще один. Такой суслон назывался грудой.
Валентина занималась подвозкой снопов к молотилке. Вспоминает, что не могла туго завязывать хомут, поэтому он часто развязывался. Приходилось прибегать к помощи отца. Потом уже научилась справляться сама - появились сила и сноровка.
На сенокос ездили на войские луга, за деревню Пустолайка (туда ездила вся чигиренская сторона). Валентина Ивановна вспоминает, как переезжали за деревней речку Новик, называли место переезда Прорвой. Переходы были сложены из жердей. До них доезжали, слезали с телег, переводили лошадей, сами переходили пешком.
Зимой заготовленное сено надо было перевозить в свою деревню - это 10 километров. День зимний короткий, приходилось в Пустолайке ночевать. Обычно Валентина ночевала у Власовых - Сергея Нефедовича или Марии Петровны. Как-то Валентина приехала на лошади, у которой был жеребенок. Пришлось дедушке Нефеду Гавриловичу свою корову перевести в другое место, а жеребенку предоставить отдельную "комнату".
Работа работой, а молодость требовала веселья. Молодежи было много. На вечерки в зимнее время ходили в деревни Козловщину, Минеевщину, Костровщину. А в теплое время года играли, т.е. проводили вечерки на улице. Ходили под Тошкино, Дожжи, Запрягаевщину. Играли в "золотые ворота" (похоже на современный "ручеек"), в "ремень". Нужно было подойти к парню, который нравился, шлепнуть его ремнем, сесть к нему на колени и обязательно спеть что-нибудь - песенку или частушку. Например: "Как любила я его, мне и было за него, из-за него божилася, без ужина ложилася". Показывали фильмы, они были тогда немые. Валентина Ивановна помнит фильм "Чапаев". Фильмы крутили в чьей-нибудь ограде.
Шло время. Подруги уже выучились, получили какую-то профессию, а у Вали профессии не было. Хотела она из колхоза уйти, а справку не давали. Отец решил помочь дочери. Надумал он перейти на работу в Кырчаны. В колхозе всполошились. Как отпустить такого работника, ведь без кузнеца в деревне обойтись невозможно. Стали уговаривать. Отец поставил условие: "Отпустите девку - останусь". Делать нечего, дали Валентине справку, стала она "вольной птицей". В семье у отца с матерью остались две сестры, родившиеся после войны. Отец умер в возрасте 75 лет, в 1991 году, мать дожила только до 68.
Валентина Ивановна поступила в Кырчанскую швейную мастерскую, где проработала 40 лет. Поначалу проживала в общежитии промартели "Обувь". Вспоминает, как "играли" на Черезовском мосту, вернее, по обе стороны реки Вои, т.к. сам мост был "чуть жив". Здесь даже находился постоянный милицейский пост с телефоном. Молодежь собиралась то на кырчанском, то на черезовском берегу. Здесь Валентина познакомилась с Владимиром Павловичем Маньковским. Он работал механизатором, а после переезда в Кырчаны - в лесничестве. Владимир - правнук того самого Л.И. Манковского, богатая усадьба которого стояла между д. Черезы и с. Архангельское (См. книгу А. Черепанова "А жизнь продолжается").
После выхода на заслуженный отдых Валентина Ивановна еще четыре года работала санитаркой в геронтологии.
Она - ветеран труда, дважды "Ударник Коммунистического труда", "Победитель соцсоревнования". Воспитала двух дочерей, радуется внуку и двум правнукам. Несмотря на нездоровье, Валентина Ивановна не потеряла интереса к жизни. Ее девиз - "В движении - жизнь!" Желаю ей здоровья и всяческого благополучия!
Людмила ПОТАПОВА,
с. Кырчаны.