Зачастую объекты, расположенные в нашей местности, имеют очень интересную историю. Например, знаете ли вы, дорогие читатели, почему через Вою у деревни Чащино два моста? Сегодня мы публикуем воспоминания нашего земляка Новоселова Евгения Дмитриевича, принявшего непосредственное участие в строительстве подвесного моста.
История низководного моста
Исторически сложилось так, что тракт Киров-Уржум прошел через реку Вою у Чащино. Поэтому низководный мост был построен давно, истинных сведений о его первоначальном строительстве не найдено. А во время ледохода низководный мост убирали, спускали на воду лодочный паром.
Но весной 1932 года река разлилась так широко, что достигла домов по улице Первомайской. В родительскую субботу под Пасху женщины деревни отправились на кладбище и в церковь. Возвращаясь назад, они подошли к парому. Бывший моряк Константин Васильевич Кочкин, управлявший переправой, попросил женщин подождать, так как паром уже был нагружен. Но женщины решили, что ждать они не могут, и заполнили паром. В результате перегруза паром затонул. В той трагедии погибло более тридцати человек.
Позднее, весной военного 1942-го года, как поведала Е.Д. Новоселову Анастасия Алексеевна Лукина, шестеро колхозниц - А.А. Лукина, А.А. Небогатикова, А.П. Небогатикова, Н.А. Кочкина, О.А. Кочкина и Е.С. Лялина - убирали и строили низководный мост. "Нам старичок-председатель выделил двух лошадей, и мы, разбирая мост со средины, вывозили на правый и левый берег Вои перила и прогоны моста, укладывая их по порядку, - рассказывала А.А. Лукина. - Руководил нами председатель колхоза имени Сталина Михаил Иванович Лялин. У него был деревянный угольник, ножовка, длинная мерка, стамеска и черный карандаш за ухом. Работали мы по 12 часов. никто не курил. дня три мы мост разбирали, за неделю собирали. Сваи вручную забивали с лесов, поднимали сосновую "бабу" и ударяли ею по свае, пока она не переставала заметно уходить в дно реки". На вопрос Евгения Дмитриевича о том, где Анастасия Алексеевна проживает, она ответила: "В кирпичном доме у лога, да Вы знаете мою дочь, она учительница - Малинина Тамара Николаевна". Было это в конце семидесятых годов, и вскоре А.А. Лукина, эта героическая женщина, ушла из жизни. А низководный мост по-прежнему убирают и собирают каждую весну.
Даешь высоководный капитальный мост!
В 1958 году в 214 дорожном эксплуатационном участке (ДЭУ), отвечающем за состояние республиканского тракта Киров-Вятские Поляны по Нолинскому району, было решено построить на реке Вое у деревни Чащино деревянный мост для круглогодичного проезда автотранспорта. Начальником ДЭУ № 214 тогда был Головин Александр Алексеевич, главным инженером - Чулкин Валентин Васильевич. Проект строящегося моста разработали специалисты Кировавтодора. Была создана бригада плотников-мостовиков: А.П. Селюнин, А.Г. Максимов, братья Павел и Егор Шибановы, В.И. Митрофанов, Я. Одегов, А. Бояринцев, И. Ковальногих, П. Боков. Мастерами были В.М. Жуков и В.Я. Первунин.
- Мост строили четыре года, - рассказал нам Е.Д. Новоселов. - Под основание русловых опор были выкопаны котлованы размером 10 на 3 м и глубиной 3 м. В проекте была запланирована забивка 60 свай под каждую опору на глубину 6 м, при забивании же сваи пошли только до 4 м, а дальше попал плотный известняковый слой. Пока согласовывали и изменяли документацию, строительство затянулось. Котлован от воды и грязи приходилось ведрами и лопатами зачищать от ила.
Работа по заливке котлована бетоном тоже была очень тяжелой и трудоемкой. На заливку одной опоры уходило более 600 т бетона.
Мост был пущен в экплуатацию в 1962 году и прослужил всего 9 лет, в 1971 году его закрыли для транспорта, так как соединения деревянных деталей подгнили, он начал оседать, да и не был он расчитан для машин большой грузоподъемности. Только пешеходы могли пользоваться мостом.
Опять пришлось строить низководный мост и каждой весной убирать его. В конце марта 1975 года перед разливом, не предупреждая заречные организации, нолинские дорожники сдернули деревянное пролетное строение с опор обоих мостов. Таким образом, в тот год на время ледохода Чащино и Нолинск были разделены рекой.
Что нам стоит мост построить - нарисуем, будем жить!
- Я тогда был инженером "Сельхозтехники", - продолжил свой рассказ Евгений Дмитриевич. - Передо мной встала задача: как переправить рабочих на смену? Вечером вспомнил, как в турпоездке по Кавказу проходил по подвесному мосту через горную реку Баксон. Но там был один пролет, а здесь - трехпролетный переход. С этой идеей я, взяв длинную лестницу и рулетку, тщательно вымерял ширину опорных подушек и длину пролетов. Получалось: береговые по 22 м, а центральный - 33 м.
- Потом я поехал в дорожный участок, чтоб ознакомить со схемой перехода главного инженера В.В. Чулкина. Он дал мне справочник сельского дорожного строителя, и при помощи него мы подобрали размеры береговых якорей, которые должны были удерживать подвесную систему и диаметр несущего троса. Валентин Васильевич выделил мне также экскаватор и двух рабочих для копки ямы под береговые якоря.
- Мы договорились с инженером, что рабочие "Сельхозтехники" будут варить каркасы для якорей, а заливать конструкции бетоном будем мы на левом берегу, а дорожники - на правом берегу, так как проезда по льду уже не было. По приезду на работу я ознакомил со схемой моста управляющего Николая Федоровича Жукова и согласовал с ним строительство. В то время "Сельхозтехника" была самой сильной и технически оснащенной организацией района, в ней трудилось порядка 330 человек.
Дело мастера боится!
- К вечеру того же дня были залиты бетоном оба якоря, - вспоминает Е.Д. Новоселов. - На следующий день я поручил изготовление центральных порталов рабочим нашей центральной мастерской, а двух береговых порталов - рабочим участка механизации животноводческих ферм. В столярном цехе изготовили продольные брусья длиной 5 м и поперечные доски настила будущего моста. На складе имелся достаточный ассортимент металлопроката, из Кирова привезли 100 м троса, больше достать не смогли. Токари и кузнецы делали хомуты для крепления тросов к порталам.
- На третий день с утра четверо физически крепких рабочих (я в том числе), погрузив порталы и взяв веревку, поехали на берег. Возглавлял нашу бригаду "богатырь" Николай Сырохватов. Протащив порталы по льду, мы подняли их и втащили на опоры. Затем протянули трос по опорам, закрепив один конец, добиваясь наименьшего провисания, и закрепляли его хомутами. Один трос был готов, второго не было. На берег приехал управляющий и сообщил, что меня вызывают в Киров в областное дорожное управление с чертежами подвесного перехода, чтобы утвердить конструкцию, а чертежей у меня не было, только схемы.
- С работами нужно было торопиться - лед на Вое посинел и начал пучиться. К двум часам ночи я сделал чертежи, один - общий вид, второй - деталировка. Я привез их в Киров. В областном управлении комиссию возглавлял начальник управления Леонид Иванович Изместьев. Защита проекта прошла успешно, обговорили порядок монтажа подвесного моста и проект утвердили.
- Остаток дня и всю ночь шел дождь, что никак не входило в наши планы. Утром мы по доске перешли на лед, так же и сошли на берег. Река прибывала. Строительство стало под большим вопросом. Мы только успели протянуть многожильный алюминиевый провод по порталам, как лед начал трогаться, и нашу лестницу уронило.
- Мы узнали, что в Медведских судоремонтных мастерских есть нужный нам трос. Я позвонил в Медведок и получил отказ, так как трос был инвентарный. Тогда я связался с первым секретарем райкома партии П.А. Набоких, он был человек резкий в острых вопросах, поэтому вскоре последовал звонок из райкома, чтобы мы ехали за тросом. В это время привезли комплект подвесок на береговой пролет, мы их разложили по размеру, чтобы не спутать при монтаже. "Летучка" из СХТ привезла трос. Монтажники надежно прикрепили трос к проводу, добровольные помощники с городского берега по команде осторожно потянули за провод наш трос - так конец троса был перетянут на другой берег.
- Подъехал трактор, зацепил за петлю трос и стал осторожно натягивать. Оба троса выровнялись, мы с монтажниками приступили к работе: подвешивали первые два бруса на подвески, которые по тросам проталкивали рейкой на 5 м. Я закреплял подвески с одной стороны, напарник - с другой. За нами сразу двигались плотники, прибивая гвоздями поперечные доски настила к брусу с зазором в 1 см для слива дождя и проваливания снега. У нас монтаж пошел быстро, я еще успевал взглянуть на четырех рыбаков на прибрежной льдине, у них, видимо, дело тоже шло хорошо.
- Продвигали следующие два бруса на подвесках, за ними широкую доску длиной 6 м, и мы к середине дня были на второй опоре моста. Еще раз выравнивали при помощи трактора провисание тросов и надежно закрепили их к порталу. Я взглянул на рыбаков, они тоже усердствовали в ловле. Конец их льдины уже разворачивался к руслу реки, я закричал им. они забегали по льдине, как зайцы. Один разбежался и прыгнул на снег, но провалился в воду по пояс. Тут льдина уперлась в противоположный берег, и остальные трое рыбаков сбежали с льдины сухими. Я мысленно зачислил четыре спасенные души на свой счет.
- После перерыва на обед мы привезли приготовленные подвески центрального пролета, выровняли при помощи трактора провисание троса и начали монтаж центрального пролета, к концу дня дошли до его середины. Заказали плотникам два пятиметровые трапа с перилами для удобства захода на мост и выхода с него, опутали береговой портал алюминиевым проводом, чтобы ночью никто не зашел на мост, и поехали домой.
Мост соединил берега
- На шестой день мы продолжили монтаж центрального пролета. День выдался солнечный. Мы сняли телогрейки. вода значительно прибыла, поэтому чувства страха высоты не было. настроение было хорошее: мы приближались к третьей опоре моста. Напарник привертывал только последние брусья, но так как до троса он не доставал, я двумя ключами (на 17 и на 22), обняв подвеску, затягивал гайки зажима троса. В это время перевозили через реку людей на лодках. Одна старушка, увидев меня в таком положении, качающегося на брусе на одной ноге, сильно испугалась и с криком "ой" накинула себе на голову пустую корзину. Я захохотал, выронив ключи в воду, сам чуть не упал. Пришлось брать ключи с "УАЗа" под честное слово, что вечером верну.
К обеду мы были на третьей опоре. Монтажников отпустил на обед, а сам с трактористом выравнивал провисание троса последнего, третьего пролета. После обеда закончили монтаж, подвески уже были расположены на берегу. Часа за два справились и с ними, вышли на свой берег. Я поблагодарил тракториста за четкую работу и отпустил его домой. мы с монтажниками натянули алюминиевый провод в двух уровнях вместо перил.
На берегу нас ждал трактор с флягами молока. бригада из четырех человек во главе с главным инженером хозяйства А.А. Малышевым стала перетаскивать тяжелые фляги по новому пешеходному мосту. и так дня два-три, пока не пробили дорогу в толстом слое снега колхозным бульдозером к Перевозской ГЭС.
Впервые за неделю плотники и монтажники вовремя ушли домой. А в субботу управляющий "Сельхозтехники" собрал бригаду плотников и они, работая вместе с ним, за выходные соорудили перила моста. За строительство моста управляющий Николай Федорович Жуйков, нарушая финансовую дисциплину, премировал меня аж на 50 рублей! К тому же, хотя мост я строил как времянку, прослужил он до 1993 года, после чего был переделан на балочный. Но это уже совсем другая история…
Фото из личного архива Е.Д. Новоселова.