Газета Нолинского района (12+)

Два моста одной реки

Зачастую объекты, расположенные в нашей местности, имеют очень интересную историю. Например, знаете ли вы, дорогие читатели, почему через Вою у деревни Чащино два моста? Сегодня мы публикуем воспоминания нашего земляка Новоселова Евгения Дмитриевича, принявшего непосредственное участие в строительстве подвесного моста.

История низководного моста

Исторически сложилось так, что тракт Киров-Уржум прошел через реку Вою у Чащино. Поэтому низководный мост был построен давно, истинных сведений о его первоначальном строительстве не найдено. А во время ледохода низководный мост убирали, спускали на воду лодочный паром.

Но весной 1932 года река разлилась так широко, что достигла домов по улице Первомайской. В родительскую субботу под Пасху женщины деревни отправились на кладбище и в церковь. Возвращаясь назад, они подошли к парому. Бывший моряк Константин Васильевич Кочкин, управлявший переправой, попросил женщин подождать, так как паром уже был нагружен. Но женщины решили, что ждать они не могут, и заполнили паром. В результате перегруза паром затонул. В той трагедии погибло более тридцати человек.

Позднее, весной военного 1942-го года, как поведала Е.Д. Новоселову Анастасия Алексеевна Лукина, шестеро колхозниц - А.А. Лукина, А.А. Небогатикова, А.П. Небогатикова, Н.А. Кочкина, О.А. Кочкина и Е.С. Лялина - убирали и строили низководный мост. "Нам старичок-председатель выделил двух лошадей, и мы, разбирая мост со средины, вывозили на правый и левый берег Вои перила и прогоны моста, укладывая их по порядку, - рассказывала А.А. Лукина. - Руководил нами председатель колхоза имени Сталина Михаил Иванович Лялин. У него был деревянный угольник, ножовка, длинная мерка, стамеска и черный карандаш за ухом. Работали мы по 12 часов. никто не курил. дня три мы мост разбирали, за неделю собирали. Сваи вручную забивали с лесов, поднимали сосновую "бабу" и ударяли ею по свае, пока она не переставала заметно уходить в дно реки". На вопрос Евгения Дмитриевича о том, где Анастасия Алексеевна проживает, она ответила: "В кирпичном доме у лога, да Вы знаете мою дочь, она учительница - Малинина Тамара Николаевна". Было это в конце семидесятых годов, и вскоре А.А. Лукина, эта героическая женщина, ушла из жизни. А низководный мост по-прежнему убирают и собирают каждую весну.

Даешь высоководный капитальный мост!

В 1958 году в 214 дорожном эксплуатационном участке (ДЭУ), отвечающем за состояние республиканского тракта Киров-Вятские Поляны по Нолинскому району, было решено построить на реке Вое у деревни Чащино деревянный мост для круглогодичного проезда автотранспорта. Начальником ДЭУ № 214 тогда был Головин Александр Алексеевич, главным инженером - Чулкин Валентин Васильевич. Проект строящегося моста разработали специалисты Кировавтодора. Была создана бригада плотников-мостовиков: А.П. Селюнин, А.Г. Максимов, братья Павел и Егор Шибановы, В.И. Митрофанов, Я. Одегов, А. Бояринцев, И. Ковальногих, П. Боков. Мастерами были В.М. Жуков и В.Я. Первунин.

- Мост строили четыре года, - рассказал нам Е.Д. Новоселов. - Под основание русловых опор были выкопаны котлованы размером 10 на 3 м и глубиной 3 м. В проекте была запланирована забивка 60 свай под каждую опору на глубину 6 м, при забивании же сваи пошли только до 4 м, а дальше попал плотный известняковый слой. Пока согласовывали и изменяли документацию, строительство затянулось. Котлован от воды и грязи приходилось ведрами и лопатами зачищать от ила.

Работа по заливке котлована бетоном тоже была очень тяжелой и трудоемкой. На заливку одной опоры уходило более 600 т бетона.

Мост был пущен в экплуатацию в 1962 году и прослужил всего 9 лет, в 1971 году его закрыли для транспорта, так как соединения деревянных деталей подгнили, он начал оседать, да и не был он расчитан для машин большой грузоподъемности. Только пешеходы могли пользоваться мостом.

Опять пришлось строить низководный мост и каждой весной убирать его. В конце марта 1975 года перед разливом, не предупреждая заречные организации, нолинские дорожники сдернули деревянное пролетное строение с опор обоих мостов. Таким образом, в тот год на время ледохода Чащино и Нолинск были разделены рекой.

Что нам стоит мост построить - нарисуем, будем жить!

- Я тогда был инженером "Сельхозтехники", - продолжил свой рассказ Евгений Дмитриевич. - Передо мной встала задача: как переправить рабочих на смену? Вечером вспомнил, как в турпоездке по Кавказу проходил по подвесному мосту через горную реку Баксон. Но там был один пролет, а здесь - трехпролетный переход. С этой идеей я, взяв длинную лестницу и рулетку, тщательно вымерял ширину опорных подушек и длину пролетов. Получалось: береговые по 22 м, а центральный - 33 м.

- Потом я поехал в дорожный участок, чтоб ознакомить со схемой перехода главного инженера В.В. Чулкина. Он дал мне справочник сельского дорожного строителя, и при помощи него мы подобрали размеры береговых якорей, которые должны были удерживать подвесную систему и диаметр несущего троса. Валентин Васильевич выделил мне также экскаватор и двух рабочих для копки ямы под береговые якоря.

- Мы договорились с инженером, что рабочие "Сельхозтехники" будут варить каркасы для якорей, а заливать конструкции бетоном будем мы на левом берегу, а дорожники - на правом берегу, так как проезда по льду уже не было. По приезду на работу я ознакомил со схемой моста управляющего Николая Федоровича Жукова и согласовал с ним строительство. В то время "Сельхозтехника" была самой сильной и технически оснащенной организацией района, в ней трудилось порядка 330 человек.

Дело мастера боится!

- К вечеру того же дня были залиты бетоном оба якоря, - вспоминает Е.Д. Новоселов. - На следующий день я поручил изготовление центральных порталов рабочим нашей центральной мастерской, а двух береговых порталов - рабочим участка механизации животноводческих ферм. В столярном цехе изготовили продольные брусья длиной 5 м и поперечные доски настила будущего моста. На складе имелся достаточный ассортимент металлопроката, из Кирова привезли 100 м троса, больше достать не смогли. Токари и кузнецы делали хомуты для крепления тросов к порталам.

- На третий день с утра четверо физически крепких рабочих (я в том числе), погрузив порталы и взяв веревку, поехали на берег. Возглавлял нашу бригаду "богатырь" Николай Сырохватов. Протащив порталы по льду, мы подняли их и втащили на опоры. Затем протянули трос по опорам, закрепив один конец, добиваясь наименьшего провисания, и закрепляли его хомутами. Один трос был готов, второго не было. На берег приехал управляющий и сообщил, что меня вызывают в Киров в областное дорожное управление с чертежами подвесного перехода, чтобы утвердить конструкцию, а чертежей у меня не было, только схемы.

- С работами нужно было торопиться - лед на Вое посинел и начал пучиться. К двум часам ночи я сделал чертежи, один - общий вид, второй - деталировка. Я привез их в Киров. В областном управлении комиссию возглавлял начальник управления Леонид Иванович Изместьев. Защита проекта прошла успешно, обговорили порядок монтажа подвесного моста и проект утвердили.

- Остаток дня и всю ночь шел дождь, что никак не входило в наши планы. Утром мы по доске перешли на лед, так же и сошли на берег. Река прибывала. Строительство стало под большим вопросом. Мы только успели протянуть многожильный алюминиевый провод по порталам, как лед начал трогаться, и нашу лестницу уронило.

- Мы узнали, что в Медведских судоремонтных мастерских есть нужный нам трос. Я позвонил в Медведок и получил отказ, так как трос был инвентарный. Тогда я связался с первым секретарем райкома партии П.А. Набоких, он был человек резкий в острых вопросах, поэтому вскоре последовал звонок из райкома, чтобы мы ехали за тросом. В это время привезли комплект подвесок на береговой пролет, мы их разложили по размеру, чтобы не спутать при монтаже. "Летучка" из СХТ привезла трос. Монтажники надежно прикрепили трос к проводу, добровольные помощники с городского берега по команде осторожно потянули за провод наш трос - так конец троса был перетянут на другой берег.

- Подъехал трактор, зацепил за петлю трос и стал осторожно натягивать. Оба троса выровнялись, мы с монтажниками приступили к работе: подвешивали первые два бруса на подвески, которые по тросам проталкивали рейкой на 5 м. Я закреплял подвески с одной стороны, напарник - с другой. За нами сразу двигались плотники, прибивая гвоздями поперечные доски настила к брусу с зазором в 1 см для слива дождя и проваливания снега. У нас монтаж пошел быстро, я еще успевал взглянуть на четырех рыбаков на прибрежной льдине, у них, видимо, дело тоже шло хорошо.

- Продвигали следующие два бруса на подвесках, за ними широкую доску длиной 6 м, и мы к середине дня были на второй опоре моста. Еще раз выравнивали при помощи трактора провисание тросов и надежно закрепили их к порталу. Я взглянул на рыбаков, они тоже усердствовали в ловле. Конец их льдины уже разворачивался к руслу реки, я закричал им. они забегали по льдине, как зайцы. Один разбежался и прыгнул на снег, но провалился в воду по пояс. Тут льдина уперлась в противоположный берег, и остальные трое рыбаков сбежали с льдины сухими. Я мысленно зачислил четыре спасенные души на свой счет.

- После перерыва на обед мы привезли приготовленные подвески центрального пролета, выровняли при помощи трактора провисание троса и начали монтаж центрального пролета, к концу дня дошли до его середины. Заказали плотникам два пятиметровые трапа с перилами для удобства захода на мост и выхода с него, опутали береговой портал алюминиевым проводом, чтобы ночью никто не зашел на мост, и поехали домой.

Мост соединил берега

- На шестой день мы продолжили монтаж центрального пролета. День выдался солнечный. Мы сняли телогрейки. вода значительно прибыла, поэтому чувства страха высоты не было. настроение было хорошее: мы приближались к третьей опоре моста. Напарник привертывал только последние брусья, но так как до троса он не доставал, я двумя ключами (на 17 и на 22), обняв подвеску, затягивал гайки зажима троса. В это время перевозили через реку людей на лодках. Одна старушка, увидев меня в таком положении, качающегося на брусе на одной ноге, сильно испугалась и с криком "ой" накинула себе на голову пустую корзину. Я захохотал, выронив ключи в воду, сам чуть не упал. Пришлось брать ключи с "УАЗа" под честное слово, что вечером верну.

К обеду мы были на третьей опоре. Монтажников отпустил на обед, а сам с трактористом выравнивал провисание троса последнего, третьего пролета. После обеда закончили монтаж, подвески уже были расположены на берегу. Часа за два справились и с ними, вышли на свой берег. Я поблагодарил тракториста за четкую работу и отпустил его домой. мы с монтажниками натянули алюминиевый провод в двух уровнях вместо перил.

На берегу нас ждал трактор с флягами молока. бригада из четырех человек во главе с главным инженером хозяйства А.А. Малышевым стала перетаскивать тяжелые фляги по новому пешеходному мосту. и так дня два-три, пока не пробили дорогу в толстом слое снега колхозным бульдозером к Перевозской ГЭС.

Впервые за неделю плотники и монтажники вовремя ушли домой. А в субботу управляющий "Сельхозтехники" собрал бригаду плотников и они, работая вместе с ним, за выходные соорудили перила моста. За строительство моста управляющий Николай Федорович Жуйков, нарушая финансовую дисциплину, премировал меня аж на 50 рублей! К тому же, хотя мост я строил как времянку, прослужил он до 1993 года, после чего был переделан на балочный. Но это уже совсем другая история…

Фото из личного архива Е.Д. Новоселова.

Оставьте комментарий!


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии. Настоящим Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

(обязательно)