Газета Нолинского района (12+)

Две жизни, две судьбы

Алик Кузнецов жил вдвоем с матерью в г. Красное Село Ленинградской области (ныне часть Петербурга). Мать умерла в 1939 году. Мальчишку временно приютил сосед, а в сентябре 1940 года отвез его в детский дом, в Опеченский Посад на реке Мста Новгородской области.

В 1941 году детский дом поездом отправили на Карельский перешеек - обживать новое место жительства. Война с финнами тогда закончилась. Границу от Ленинграда отодвинули за Выборг.

Долгий путь до Вятки

Детдом разместили на даче генерала Маннергейма - Красной даче, как называли ее детдомовцы за паркет красного дерева и красные ковровые дорожки. Недалеко был вырыт противотанковый ров, протянута колючая проволока, и мальчишки находили на местах боев много патронов и пробитых касок. В озере Суло-Ярви ловили рыбу, купались.

Но 22 июня послышалась артканонада. Детдом вернули на Мсту. Фашисты взяли Новгород. В ноябре 1941 года детдомовцев на машинах довезли на станции Мста, погрузили на поезд-товарняк. Каждому классу достался вагон, в нем печка, нары. Везли с собой все необходимое, даже трех лошадей. Ехали долго, поезд часто загоняли в тупик; железная дорога была перегружена: на запад шли воинские эшелоны, на восток - эвакуированные заводы, учреждения.

Добрались до станции Фаленки Кировской области. Там ребят ждали десятки саней, на которых их два дня везли до села Сардык Унинского района. Летом 1942 года детдом перевели в село Уть. Так дети были спасены от гибели.

Собрать последние силы

Первое лето войны детдомовцы много работали. Со дна реки Мсты вытаскивали на берег метровые топляки осин и берез. В воде с ними справлялись, а на берегу они весили как чугунные, норма же заготовки была один кубометр на двоих….

Кроме того поливали огурцы, капусту, таскали воду десятилитровыми ведрами. Теребили перестоявший лен - он ломался в руках и никак не хотел расстаться с закаменевшей землей. Потом настала пора убирать картошку, и... …эвакуация.

У девятилетнего Алика признали порок сердца. Так он попал в группу здоровья. Все уезжали на работу, а он оставался при медсестре собирать лекарственную ромашку. Грудь у мальчика была "куриная", и однажды кто-то из старших ребят назвал его "Кащеем Бессмертным". Мальчишка понимал свою ущербность, но не захотел с ней мириться. Научился плавать. Для этого пацаны брали с подушек наволочки, смачивали и выжимали их, хлопали об воду, получившийся пузырь зажимали рукой. С таким пузырем переплывали пруд в селе Уть. Русская лапта, скакалки - кто больше перепрыгнет без ошибок, подъем на руках по лестнице, прислоненной к дому, езда в ночное на лошадях, зимой - лыжи. Раз даже выпил консервную баночку теплой пенистой крови от зарезанного теленка. И, наконец, на спортплощадке смог подтянуться по шесту до самого верха.

Из детского дома - в учителя

В 1947 году Альберт закончил семь классов. Его старшие товарищи после ФЗО и РУ работали на заводах или направлялись в Ленинград обучаться заводским специальностям и восстанавливать город.

В Кировской области в то время насчитывалось полторы сотни детских домов, туда требовались подготовленные воспитатели. В Молотовском училище открыли отделение учителей-воспитателей из воспитанников детских домов со специальной программой.

"70 девушек и 10 юношей жили в детдоме №48 по улице Ленина (ныне ателье "Экран"), - вспоминает А.А. Кузнецов. - А питались в детдоме №46 (угол улиц Ленина и Дзержинского). Готовились к урокам с 15 до 17 часов в кабинетах педучилища, в летние каникулы проходили практику в детских домах области, там и питались. Мальчишкам пошили брюки с кителями, фуражки-сталинки, яловые сапоги и туфли. У девушек тоже была своя форма".

Парашютисты и музыканты

Учиться детдомовцам было интересно. Альберт Кузнецов с несколькими товарищами обучался в аэроклубе по программе парашютистов-десантников и совершил три прыжка с парашютом с самолета ПО-2. Самолеты и летчики-инструкторы были кировские, занятия проходили в казарме (ныне швейная фабрика "Лель"), а прыгали с парашютом прямо за городом.

Военное дело в педучилище было поставлено на высоком уровне. Изучали винтовку, ручной пулемет, автомат. Вот на фотографии стоят мальчишки, мечтающие со временем встать в ряды Советской Армии: А. Федоров, А. Кузнецов, В. Некрасов, М. Ряйкконен. Матвей Ряйкконен позднее окончил военное училище.

Уроки физкультуры ребята полюбили в первого дня учебы. Преподаватель Борис Петрович Бушмелев был немногословен, даже суров. Разминка, серия упражнений, спортивные игры - и всегда неожиданный звонок: урок окончен.

В педучилище Альберт упорно занимался всеми видами физических упражнений, и на третьем курсе был включен в группу, с которой Б.П. Бушмелев поехал на областные соревнования. Тогда команда педучилища заняла первое место. Борис Петрович умел настроить команду, все поддерживали друг друга и боролись до конца.

И влияние музыкальной культуры было громадным. Любили слушать музыку, петь и играть на инструментах. Множество репетиций хора, концертов не обременяло ребят, а дисциплинировало. Струнный оркестр, руководимый Михаилом Александровичем Ложенициным, был популярен в городе. С теплотой и сердечностью вспоминает А. Кузнецов и Д. Семенова, и М.А. Ложеницина, называя их мастерами музыки, чародеями. Да, художественная самодеятельность в педучилище тоже была на высоте.

Березки у флигеля сажали эти же ребята. Ныне это громадные деревья, а вот сосенки не прижились.

Альберт Алексеевич Кузнецов 50 лет своей жизни посвятил школе, детскому дому, детям. Сейчас на заслуженном отдыхе, гордится своими детьми и внуками.

Судьба Пети-Вани Мерзлякова

Петя Мерзляков в раннем детстве был простужен и весь покрылся нарывами. Мать его не лечила, считала, что все равно ребенок умрет. Год был голодным, четверо детей росли без отца. Но мальчик выжил, вот только из-за недоразвитых костей стал инвалидом.

Перед войной жизнь в семье наладилась. Сестра вышла замуж, старший брат Иван был бригадиром в колхозе, мать работала, брат Леня учился в школе.

Война все изменила. В 1942 году мобилизовали Ивана, а вскоре на него пришла похоронка. Мать парализовало. Лене пришлось работать, он возил почту, закончив к тому времени всего четыре класса. Семья сильно голодала, и Петя пошел просить милостыню. Мальчику-инвалиду в домотканой одежде и потрепанных лаптях люди не отказывали: хоть полкартошины, да отрежут.

Однажды осенью 1942 года к нему подошла учительница из Сосновской семилетней школы, что находилась в пяти километрах от его родной деревни Кошарино. В годы войны закон о всеобуче не отменяли - мальчика позвали учиться. В Сосновке был и детдом. Директор школы Анна Никитична Маталева стала хлопотать об устройстве Пети в детдом, а для начала выпросила для него валенки. Пока он учился в Сосновской школе, ему каждый день давали немножко муки, чтобы техничка сделала ему завариху.

По выходным Петя по-прежнему просил милостыню, куски относил домой и кормил мать, размочив кусок в воде. Мать лежала неподвижно, ничего не говорила. Из глаз ее все время текли слезы. У нее были пролежни, приходилось ее переворачивать. В апреле 1943 года получили направление на Петра в Унинский детский дом. Произошла путаница в бумагах, и в свидетельстве о рождении оказалось два имени - Иван и Петр. Брат Леня привез в детдом завернутого в тулуп мальчика, почти голого, изъеденного вшами, исхудавшего. Его поместили в изолятор, одели в настоящее белье, дали ботинки, подкармливали овсяной кашей.

Когда он узнал о смерти матери, в горле его словно комок застрял, ушел в столовую и еле пришел в себя. Так вот и простился с матерью. Его свидетельство о рождении отослано было в облоно, чтобы перевести мальчика-инвалида в дом инвалидов. Документы затерялись. Так и остался петя в Утинском детдоме. А когда в 1950 году он закончил семь классов, свидетельство о рождении ему выправили на имя Ивана. А потом в сопровождении медсестры направили в Молотовский детский дом для учебы в педучилище. От Уней в Молотовск через Нему шли они четыре дня.

Годы, проведенные в Молотовском педучилище, были самым лучшим временем для уже Ивана Мерзлякова, как впрочем, и для всех нас, его выпускников. С дипломом учителя он сначала работал в школе глухонемых, затем в Мошковской начальной школе Ситьминского сельсовета. А когда по Вятской земле прошла волна ликвидации деревень, Иван Петрович перебрался в Нолинск. Вот только профессию учителя через 16 лет работы ему пришлось сменить.

Сеять прекрасное, вечное, доброе

Читаю книгу приказов Нолинского роно за шестидесятые-семидесятые годы - и грустно становится. Ежегодно закрываются по две-три начальных школы. А ведь совсем недавно на бюджете района их числилось до сорока. И денег хватало. Государство не скупилось выделять денег на образование.

Да, время наступило такое - обезлюдела вятская земля. То были последствия Великой Отечественной войны и антикрестьянской политики. Колхозники не имели паспортов. Чтоб в гости съездить в другие области, и то надо было просить разрешения - справку от правления колхоза. Пустые трудодни, налоги, займы.

Во время войны мирились со всеми тяготами, да уж мочи не стало. Столько здоровых, сильных мужчин не вернулось в вятскую деревню! Либо погибли, либо подались туда, где жизнь кипела, где можно было хорошо зарабатывать и чувствовать себя хозяином судьбы.

Потянулась на сторону и молодежь. После службы в армии парни редко возвращались в колхоз: стройки, целина, необжитые районы Сибири, Севера манили романтикой, возможностью учиться дальше. И девчата не задерживались в деревне. Оставались только рано состарившиеся женщины да кое-кто из мужчин-фронтовиков - из тех, кто уже не мог угнаться за временем, не мог оставить родные места. И родители всеми силами старались способствовать своим детям обрести место в жизни.

А как жилось учителю в вятской глубинке? Решила воспользоваться копией письма И.П. Мерзлякова, которое он написал своему приятелю в апреле 1970 года.

"Работаю в деревне в однокомплектной школе (один учитель на всю школу) уже 13-й год. Из Нолинска уехал в августе 1957 года - после педучилища три года работал в школе глухонемых. Сначала школа была двухкомплектная, я сразу принял заведование. Только при мне сменилось пять учителей. Не потому, что со мной не сработались. Им просто не нравилось работать в такой глуши, за 40 километров от районного центра. А я сдюжил. Да мне и деваться было некуда. Здесь женился на простой деревенской девушке, она работала на ферме. Как поженились, устроил в школу техслужащей. Двое детей: сын в третьем классе, дочь - в первом.

За 13 лет переучил всех ребят из окрестных деревень. Теперь уже и учить некого. Нынче 13 учащихся в первом, втором, третьем классах. Четвертый класс отдал в ближайшую восьмилетнюю школу. Заведующий роно уговорил поработать еще год. Я прошусь поближе к центру, но… нет мест.

В трех классах будет всего семь учащихся. Школу прикроют. На учительскую работу в районе устроиться нет шансов. С новыми программами 9 учителей по району без работы остаются.

Мне хочется пожить получше в культурном отношении. Кино возят сюда в год два раза. Телевизоры "не тянут". Магазин за два километра, сельсовет - за шесть, ближайшая школа - за 7 км. Надоело ходить и ездить на собрания в такую даль. Думал устроиться на почту, да работу свою учительскую люблю. Но, видимо, придется бросить. Не пришлось получить высшее образование, о чем очень жалею.

Состарился не по годам. И жена прихварывает, надо бы жить поближе к больнице. У нас первый сын умер из-за того, что роддом находился за 15 км. Родила на дороге зимой ночью, и первенца не стало…...

Занимаюсь фотографией на "Фотокоре". Правда, редко. Нет времени. Получается неплохо. Скоро отпущу ребят на весенние каникулы. Лога уже налились водой. Ходить в школу будет невозможно. Живу при школе. Не в деревне, а близко. Река Вятка от школы в одном километре. Рука не позволяет заниматься рыбной ловлей, кроме удочки".

У И.П. Мерзлякова есть сын и три внука, дочь трагически погибла. Тяжела жизнь, а сердце не окаменело.

Две судьбы таких разных мальчишек. Одно время, один детдом, одно училище. И много общего у них в отношении к жизни, к труду, к нынешнему времени, такому непредсказуемому.

Валентина Стяжкина,

краевед, г. Нолинск.

Оставьте комментарий!


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии. Настоящим Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

(обязательно)