в органах Федерального казначейства
Прежде чем начать говорить об эффективности внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, рассмотрим прежде всего значение этого слова. Эффективность означает "действенный, дающий эффект", то есть произведение таких действий, которые будут направлены на получение впечатляющих, высоких результатов.
Ранее действующая система контроля и аудита ориентирована на инспекторскую работу, при которой наиболее распространенной формой и достаточно затратной как для проверяющей стороны, так и для проверяемой является проверка по месту нахождения объекта контроля. Учитывая цели, которые ставятся перед современным внутренним контролем, его арсенал пополняется новыми формами и методами, которые являются эффективными во всех планах, в том числе и в затратном.
Таким образом, в условиях жесткой экономии бюджетных средств возникла необходимость переноса проверок на дистанционный уровень. Это позволило сократить затраты на контрольную деятельность.
Развитие системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе ведется по трем основным направлениям: внутренний контроль; внутренний аудит; управление казначейскими рисками. Если говорить о каждом направлении, то стоит заметить, что на сегодняшний день разработано и утверждено Приказом Федерального казначейства от 25.01.2011 № 19 Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в ФК. Также утверждены Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита ФК, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями. В основу данной документации легли 10 международных постулатов аудита.
Что касается внутреннего аудита, то тут Казначейство России можно назвать первопроходцем. Мировая практика показывает, что наиболее эффективная сфера внутреннего финансового контроля - это внутренний аудит. Экономически развитые страны внутреннему аудиту уделяют значительно большее внимание, нежели внешнему.
Если говорить об управлении казначейскими рисками, необходимо указать на то, что это быстроразвивающееся направление, которое является центральной частью стратегического управления организацией.
Под казначейским риском понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на всех процессах, проводимых органами Федерального казначейства при осуществлении полномочий, или повлиять на достижение целей.
Для достижения качественного процесса управления казначейскими рисками необходимо, чтобы он представлял собой непрерывный процесс управления всеми видами казначейских рисков, интегрировался в действующую систему управления и являлся ее дополнением.
Внутренний контроль и аудит не должны ограничиваться проведением контроля финансово-хозяйственной деятельности, они должны охватывать все направления деятельности организации. Более того, внутренний контроль и аудит должны стать инструментом, который бы обеспечивал постоянное представление информации о состоянии системы, о наличии или отсутствии отклонений от стандартов, нормативов. Создание современной эффективной системы контроля с использованием единых стандартов позволят эффективнее и экономнее использовать бюджетные средства, не допустить фактов коррупции на всех уровнях государственного управления.
Л. В. Блинова, главный казначей Отделения
по Нолинскому району УФК
по Кировской области.