Моя родина – деревня Б. Хробосты Нолинского района Кировской области.
В июне 2010 года ехала я в Нолинск знакомиться с родиной своей. Красота природы здесь необыкновенная, воля, простор, а названия рек и деревень как музыка звучат, завораживают. Река Ноля (тихая, беззвучная), деревня Соловьева Заполица, Рябиновщина, Мелянда...… Вот и деревня Хмелевка, откуда начинается моя встреча с родиной.
Побывала на местах, где были деревни Б. и М. Хробосты. Все заросло высокими травами, речка Ситьма журчит рядом. Побывала в селе Ситьма, где в старые времена работала церковь, на широкой площади во время ярмарок сшибались в драке молодые мужики и парни на кулачных потешных боях. Полюбовалась излучиной реки Вятки. Так вошли в душу эти места, что жизни теперь не представляю без них. Попыталась найти могилы предков своих...… Пока безуспешно.
Жизнь начиналась в этих местах в середине 18 века, когда обнаружили здесь руду. Пришли солдаты для осваивания месторождений. "Хробостили" телеги с рудой по дорогам, так и возникли названия у деревень – Большие и Малые Хробосты.
Ликвидирована деревня Б. Хробосты в 1983 году. О том, кто и как жил в деревне, узнала я после обращения в архив центральной библиотеки им. Герцена г. Кирова.
Вот некоторые данные из любезно предоставленной мне справки. Казенный починок Усть-Ситьма Малая (Хробосты) при речке Малой Ситьме. От уездного города 30 верст, …число дворов 14. Число жителей мужского пола 61, женского пола 75 (данные1859-1873 годов). По данным 1887 года, существуют уже две Усть-Ситьмы – Большие Хробосты и Малые Хробосты. В починке Усть-Ситьма Малая (Большие Хробосты) было 11 дворов, жителей 73 души обоего пола. Форма земельного владения – общинная,… скота: лошадей 15, коров 22, молодняка 12, свиней, овец и коз – 45. В починке проживало 2 портных, 11 человек уходило в Казань плотничать. Грамотных было 18 человек, учащихся 1, в трех дворах было 19 книг. По переписи населения 1926 года, в д. Б. Хробосты было 14 дворов, жителей 71 чел. У вятских деревень, как правило, было два, а то и три названия. Первое, официальное, Усть-Ситьма малая, второе, местное, в данном случае, от прозвища жителей – Хробосты, от вятского диалектного слова "хробыстнуть", сильно ударить, т. е. Хробосты означает по-вятски драчуны. …Приписана данная деревня к церковному приходу Спасской церкви с. Атары Яранского уезда (ныне Нолинский район).
Отрывки
из "Родовой книги"
В 2000 году прочитала книгу В. Н. Мегре "Анастасия". Это стало большим открытием для меня. До этого жила как все: была неудовлетворена жизнью, кружилась как белка в колесе. После осмысления информации, заложенной в этой книге, да и других книгах серии "Звенящие кедры", сама изменилась и жизнь моя – тоже.
"Совсем немного дней пройдет, и будут родовую книгу создавать, своею рукой писать, страницы заполняя, миллионы отцов и матерей, в разных концах Земли. Их будет множество, книг родовых. И в каждой – истина, идущая от сердца, для детей своих. Лукавству места в книгах тех не будет. Пред ними историческая ложь падет". Эти слова В. Н. Мегре поразили меня своей простотой и истиной, пали на подготовленную почву в моем сознании.
…Известно, что в языческий период нашей истории писалась и передавалась из поколения в поколение родовая книга, которую писали родители для своих детей. И это было мудро. Я сама хотела бы почитать страницы, написанные моими предками. Увы...… В христианский период были уничтожены книги и знания наших предков, была прервана связь поколений. В наш неспокойный 20 век после войн и репрессий многие и близких своих, и родных не помнят…...
Необходимо возродить связь поколений. Это предстоит сделать нам, нашему поколению. Да просветлятся наши очи, и придет понимание...… Я старшая в роду – мне начинать.
В первую очередь, мои далекие предки, примите мои слова раскаяния, что не сохранили ваши заветы и обычаи, что не сумели сберечь для потомков чистую воду, которую пили наши родители прямо из рек и ручьев, извините за землю-матушку, которую терзают и мучают многие поколения людей.…
В молодые годы жизнь такая неизведанная, интересная! Человек сосредоточен на исполнении своих планов. Сколько суеты, столько проблем, которые нужно решить!
В зрелые годы взгляды меняются. Я в свои 63 года, находясь на пенсии, имею возможность переосмыслить свою жизнь. Хочу высказать свою точку зрения на мою родословную, поразмыслить о жизни, о судьбе…. Чувствую своих предков, они в моей крови, в моем подсознании.
Деда своего, Максима Афонасьевича, видела, когда было мне всего два года, поэтому не помню его. Бабушку, Варвару Ивановну, помню. Она навещала меня в детдоме, приносила гостинцы. Она знала заговоры, исцеляла людей. Родила восьмерых детей. Двое умерли во младенчестве, дочь Анна преставилась в двадцатилетнем возрасте, пятерых дед и бабушка воспитали, подняли на ноги. По слухам, мой прадед со стороны деда был священником. Есть легенда, что наш род произошел от двух ссыльных поляков - братьев Хоробрых. Сосланы они были в Вятскую губернию, основали деревни Б. и М. Хробосты. …Теперь мне не у кого спросить, поподробнее узнать о своих родичах, все старшее поколение "кануло в лету".
В моем случае связь с родными вообще была слабая, так как воспитывалась я в детдоме. Хочу нарисовать общий портрет моих прародителей.
Это были уже не вольные и не свободные русичи, так как после реформ Петра I все крестьяне и рабочие были приписаны к кому-нибудь из господ. Думаю, главным для них были совесть и честь. Каждый из них любил свою родину – место, где родился и жил, любил своих родителей, приобретал профессию для прокорма, женился для продолжения рода, любил своих детей и тяжко страдал от всяческого рода несправедливостей.
Это было и до революции, и после нее. Все мы жили во времена тотального рабства. Это только кажется, что человек волен выбирать себе профессию, место, где жить, пойти, куда хочешь, купить, что хочешь. Но скрытое рабство – власть денег, вернее, их отсутствие, диктует все и вся, правит человечеством, миром. Все мои предки мечтали о лучшей доле…. Дед болел и умер от контузии после войны, дядя Саша погиб на финской, был кавалеристом.
Моя семья перебралась на Урал, как только приписанным колхозникам стали выдавать паспорта. Гнет на колхозников-батраков был так тяжел, что неизвестные, неизведанные места, суровый климат Северного Урала не пугали, а манили, как синяя птица счастья. Так мои предки осели в городе Верхняя Тура Свердловской области в 1949-50-х годах.
Погружаюсь в глубокий колодец памяти. Первые воспоминания – серая колонна пленных немцев, которые в 60-х годах находились в плену у нас в В. Туре, строили дома. Эти дома стоят и по сей день. В одном из таких домов мы и жили – бабушка, мама и я. За домом помню огромное поле лютиков, выпас. Какая безмятежная радость, счастье вокруг! Там мы беспечно играли в детстве. О своих родственниках помню следующее.
Мой дядя Коля, кажется, в это время был в армии. Отслужив, приехал к нам, женился здесь на уроженке Кировской области Валентине Васильевне Звягинцевой, построил дом, родились три сына... Работал дядя Коля мастером на заводе.
Тетя Тася жила отдельно. Когда я училась в начальной школе, тетя работала в школьном буфете, после сменила много профессий, одна вырастила сына Владимира, моего двоюродного брата. Позднее она переехала в город Верх-Нейвинск, где и умерла.
О своей матери Антонине Максимовне 1925 г. р. помню, что она никогда со мной не разговаривала по душам, слышала от нее только предостережения, опасения. Мне, ребенку, она не открывала свою страдающую душу. Мне кажется, она была очень чувствительным, ранимым человеком.
Это всего лишь отрывки из моей "Родовой книги"…...
Сказ-былина о деде Климове
Сказ-былина о деде Климове Александре Демидовиче, услышанная от старых людей и записанная мною.
Жила далеко в кедрачах не то на Урале, не то в Сибири семья промысловиков. Зверя в тех краях было немерено. По белке с дома дань мытарям платили. Семья дружная, работящая. Первенца Демидом назвали, чтобы жил припеваючи, не тужил, как богатей Демидов на Урале. И правда, нашла семья жилу с самородным золотом. Стали пушниной да золотом промышлять. Жили богато, ни в чем себе не отказывали, да и другим работным людям жить давали – ценили работящих людей, сами работники справные.
Вырос Демид, женился, своего первенца Александром назвал, души в нем не чаял. Увидел в нем интерес к наукам, к машинам, плавающим по воде, отправил учиться. Выучился Александр на инженера, стал строить пароходы и баржи, да на воду их спускать – знал и мореходное дело. До девок молодых и красивых охоч был дюже, да быстро свою суженую сыскал – рано женился. Любезная ему сердцу девица была красавица черноокая, косы имела длинные и черные, из богатого и знатного рода происходила. А времени-то с женой проводить много некогда было, все на Волге проживал, работами на верфи руководил. Родня помогала деньгами и золотом, он к ним и в дело вошел, свой пай имел в компании.
Да недолго счастлив был Александр Демидович...… В отъезде был, пришла пора рожать молодой жене. Умерла при родах красавица, не выжила и новорожденная дочка. Один остался, а тут и в стране вал огненный – войны, революция, братоубийство. Кинулся в родные края, в леса, а там уже тоже пожар по земле стелется, смута да драка отнимают все. Не стало у него и родных – все расстреляны…... Как жить дальше?
Места-то, Урал и Вятку, хорошо знал. Пошел по родимой земле доли себе искать. Приглянулось одно местечко – излучина реки Вятки. Чем-то Волгу ему напомнила да лучшие времена. Женщину опять же встретил, на первую его жену похожую. Тоже с черными косами, хотя первая-то все равно красивее была. У этой молодайки Евдокии дом был справный и ребеночек есть – дочка. Значит, еще деток родит, да и молодая еще, 28 лет. А муж сгинул в лихолетье, погиб. Вот и женился дед, осел, корни пустил на Вятской земле, в деревне Ногорино стал крестьянствовать да деток растить. А образование свое скрыл: писался в Похозяйственной книге ч/п, что означало, что только читать и писать умеет. Зачем выделяться – умен уже. Его сыновья по Уралу селиться стали. Один из них проживал в городе Нижний Тагил, имел жену Аксинью. Но о нем уже совсем другая история.