Время скоротечно. Мы встречаем начало дня и незаметно для себя проживаем час за часом. Вроде бы только что было "сегодня", а вот оно уже стало "вчера", ушло в историю. И мы со своими заботами тоже быстро уходим в прошлое, вписывая в историю свое имя, дела и события.
Так случилось, что двадцатый век постарался стереть память о прошедшем, "до основания разрушить", как пелось в популярной тогда в СССР песне. Поэтому многие из нас не знают о жизни предков, и с трудом вспоминаем даже имена прадедов. Вы скажете, а зачем нам это нужно? Чтобы не быть Иванами, не помнящими родства.
Начнем с самого прозаичного - с генетики. При рождении ребенка родителям неплохо знать о генетических заболеваниях, которые были у предков матери и отца, предрасположенности к определенному генотипу (внешности и тому подобное), определенных генетикой творческих задатках. А если смотреть еще глубже, то семья - это ячейка рода, род - единица общности, проживающей на определенной территории, общность - единица государства. То есть через семью и род можно рассматривать историю своей страны.
Кто ищет - тот всегда найдет!
Чтобы не быть голословным, мы будем говорить о конкретной семье и конкретном роде, к которому принадлежит Светлана Дмитриевна Быданова. Так случилось, что она, заинтересовавшись восстановлением памяти о конкретном своем предке, нашла более трехсот родственников, как говорится "коготок увяз - всей птичке пропасть". Светлана Дмитриевна в течение трех лет составила генеологическое дерево из 11 поколений! Самый древний из найденных ею «пращуров» родился в 1660 году! Именно он, как она предполагает, основал деревню Клесты.
Светлана Быданова (тогда Продовикова) родилась в д.Клесты, что была расположена в пяти километрах от села Зыково в сторону Шварихи, и где жили все поколения Продовиковых (в дореволюционных документах Прудовиковы). В семидесятых годах прошлого века эта деревня была признана неперспективной, и жители покинули веками обжитые места. Светлана Дмитриевна оказалась в Нолинске. Но память о родной деревне, отчем доме, то и дело возвращала нашу героиню к тем годам, к желанию разыскать родных, утерянных из вида.
"Начала я со сбора устной информации, - рассказала Светлана Дмитриевна. - Сперва были воспоминания родных о войне, о послевоенной жизни. Узнала множество грустных и веселых историй. Эти повествования идут от сердца, переживаешь и радуешься вместе с рассказчиком. Очень жаль, что я поздно спохватилась и никогда уже не услышу воспоминания от родных, которые ушли из жизни"...
После этого Светлана Дмитриевна стала собирать информацию в районном архиве. Основной ее источник здесь - похозяйственные книги. Они сохранились с предвоенных и военных лет по сельским населенным пунктам. Очень жаль, что нет таких книг по городскому населению. В похозяйственных книгах указаны данные всех членов семьи: ФИО, возраст, грамотность, род занятий, время мобилизации (в военное время) и другая информация.
Если нужны данные за более раннее время, вам придется ехать в областной архив и примерить на себя роль настоящего краеведа. Как мы узнали от Светланы Дмитриевны, основной источник информации за 18-20 век - это метрические книги, ревизские сказки и исповедные росписи. Метрики и исповедки - это церковные документы, а сказки - это государственная перепись населения, которая проводилась в России десять раз с 1710 по 1858 год с разным интервалом. В метрических книгах содержатся данные о крещении (когда родился, когда крестился, интервал не более двух суток, ФИО родителей и воспреемников (крестных родителей), о венчании (только здесь можно узнать девичью фамилию невесты, чтобы построить ещё одну веточку в вашем родословном дереве) и об отпевании (когда, в каком возрасте умер человек, причина смерти, где похоронен). Ревизии и исповедки тоже очень информативны, но сведения менее точны, так как записывались здесь со слов, и зачастую возраст и имя указывались неверно.
Трудности и радости поиска
Источники для работы в архиве заказываются заранее и не более трех книг. Светлана Дмитриевна рассказала, что когда она приехала работать в архиве и открыла первую книгу, ее охватил ужас. "Я в ней ничего не понимала!" - вспоминает она. Это закономерно. Во-первых, нужен навык работы с архивными документами: умение прочитывать таблицы, угадывать связи, да и язык написания церковных книг отличается от современного. К счастью, в областном архиве создалось особенное сообщество краеведов, которые могут подключаться к работе с начинающими исследователями. Так случилось и в этот раз. К Светлане Дмитриевне подошла женщина, которая успокоила ее и помогла разобраться с книгами.
Работа началась. Она была непростой, но очень интересной. Так, например, в архиве Светлана Дмитриевна узнала об одном из своих прадедов, который, проживая в д.Клесты, поехал венчаться в Лудяно-Ясашинскую церковь 31 января (сроки венчания были строго отпределены постами), где в тот день венчалось сразу 18 пар!
И еще одну загадку с помощью архивных документов разрешила для себя наша героиня. Дело в том, что девичья фамилия ее прабабушки и фамилия прадеда совпадали, хотя в те времена строго следилось за недопустимостью кровосмешения. Как же так? После исследования, проведенного нашей героиней, и составления ею генеологического дерева, оказалось, что общий предок прабабушки и прадеда нашелся в пятом поколении!
"Кроме вышеуказанных документов существует еще множество источников, например, сельхозперепись 1917 года, - дополнила Быданова. - Одновременно с сельской местностью проводилась поквартирная перепись в городе. В сельхозпереписи содержится достаточно много информации. В ней переписана вся семья, возраст каждого, грамотность, род занятия, отметки о мобилизации на военную службу, сколько земли, скота, чем засевается земля вплоть до количества посаженных кустов хмеля. Например: в семье одного из моих прадедов в 1917 году было семь человек, три лошади, две коровы, один бычок, пять овец, пять ягнят, две свиньи, 64 десятины земли. Мой дед отсутствует по мобилизации уже 21 месяц. Хозяйство не маленькое, а из мужчин только 59-летний прадед и 15-летний брат деда, поэтому они используют наемную рабочую силу. По данным переписи к ним нанимались женщины для молотьбы. Такая же обстановка и в других семьях. Из 21 домохозяйства деревни призвано на войну 17 мужчин, в одной семье сразу три сына воюют. Если в начале войны имелась льгота по семейному положению, то с 1916 года призывались и единственные кормильцы, и по 2-3 брата сразу. Такие семьи имели право на продовольственное пособие, и решения на предоставление таких пособий, а также списки призывников, списки погибших, списки осиротевших семей, ходатайства об отсрочке можно найти в архиве. По данным сельхозпереписи на гражданскую войну было мобилизовано 47 % всех трудоспособных мужчин, по Вятской губернии - 90 тысяч человек".
Расскажи мне,
мама
Еще одни источник информации - рассказы родственников о прошлом. К счастью, Светлана Дмитриевна могла спросить о дедах-прадедах свою маму Александру Николаевну, которой на сегодняшний день 87 лет, но она сохранила прекрасную память. Правду сказать, люди советского времени не любят вспоминать о прошлом, видимо, во время коллективизации и раскулачивания крестьян они пострадали от "перегибов" власти. Но все же кое-что Светлана Дмитриевна от мамы узнала. Например, семейное сказание о елке.
В дореволюционной России земля крестьянам отмеривалась по мужским душам, к земле отмерялся и собственный лес. Крестьянин ухаживал за землей-кормилицей и за своим наделом леса. Экономил, чтобы не рубить лишнего, печи топил хворостом. Каждое дерево в своем лесу он не только знал, но и любил. Так вот. Один из прадедов Прудовиковых решил построить новый дом, а для этого нужно было напилить досок. Он поехал к богатому мужику, чтобы купить у него лучковую пилу (ею пилили вручную дерево вдоль). Мужик согласился не продать, а обменять пилу. "На что?" - спросил прадед Светланы. "На елку!" - услышал в ответ. Поехали выбирать елку. Ходили по лесу целый день, оглядывали деревья со всех сторон. Наконец, продавец показал на прекрасную елку: "Вот эту возьму!" Прадед обошел дерево, полюбовался им и … отказался от сделки.
И еще одну историю рассказала Светлана Дмитриевна: " Это был 1905 год, тогда у всех крестьян был какой-то дополнительный промысел, а у живших на реке Вятке, в первую очередь, рыбная ловля. (Здесь речь идет о другой ветке - Ворошиловы из д. Большие Ключи, что за Шварихой). Может быть, прадед был более удачлив в этом. Он вообще был мужик работящий, "рукастый", как бабушка говорила. Без черной магии в судьбе прадеда, думаю, что не обошлось. В 1898 году его первая жена сгорела на пожаре от грозы. Через месяц умер отец прадеда (мой прапрадед, прапрабабушка умерла раньше). Прадед остался один - родители и жена умерли, дети взрослые и живут своими семьями. Прадед был человеком работящим, с покладистым характером и золотыми руками, а такие в деревне нарасхват. Спустя год после похорон жены он женился второй раз в возрасте 46 лет, жену взял на 10 лет моложе. Через год у них родилась дочка, но жизни ей всего было отпущено три недели. Еще через год - снова дочка, но и той через два месяца не стало. Третья дочка, родившаяся еще через год, умерла через полтора месяца. Прадед с прабабкой были убиты горем - для прадеда пять смертей за пять лет. И когда через три года они узнали, что снова станут родителями, они молили бога, чтобы он сохранил им это дитё. Но судьба распорядилась по-другому. Когда у прабабушки было только четыре месяца беременности, прадед умер от воспаления легких (простудился на рыбалке, и его не стало через три дня). Спустя пять месяцев на свет появилась девочка - моя бабушка. Ей суждено было прожить почти 80 лет. Судьба ее была трудной. Но, кажется, что за ее жизнь заплатил ее отец своей смертью. А в деревне все шептались, что без черных сил тут не обошлось. Кое-что из этой истории я помню из рассказов бабушки, но основные факты подтвердились архивными данными".
Этот дом был куплен для деда Светланы Быдановой - Николая - и его семьи в мае 1941 года.
Прадед Яков с сыновьями Николаем и Иваном построил большой просторный дом в начале тридцатых годов, но сыновья женились, народились дети, и в доме стало тесно. Поэтому, когда в 1941 году одна семья из деревни уезжала на Урал, было принято решение купить этот дом. На семейном совете постановили отселить семью деда Николая, так как дети у него были постарше, а за детьми младшего брата Ивана приглядывала прабабушка Мария. Половину денег за дом отдали сразу, а вторую половину договорились отдать осенью. Но война внесла свои коррективы, деда забрали на войну 24 июля 1941 года. Уходя, он велел бабушке продать корову и отдать деньги за дом. Бабушка так и сделала, не посмела ослушаться и оставила троих детей без единственной кормилицы. Хорошо, что корова успела отелиться, и через положенное время тёлочка стала давать молоко.
Так выглядел дом пару лет назад...
Интернет в помощь краеведу
"В век интернета намного легче заниматься родословной, - рассказала Светлана Дмитриевна. - Много информации есть в свободном доступе. Есть общественная база данных "Мемориал", сайт "Подвиг народа" и другие, на которых можно узнать сведения о погибших в годы ВОВ родственниках, узнать, какие они имели награды и за что (здесь есть подлинники документов о награждении). А если вы знаете номер дивизии, в которой служили родственники, то можно проследить весь их боевой путь.
Есть на сайте "Родная Вятка" данные о переписях 1629, 1646, 1678, 1710 года по Хлыновскому уезду. Заглянем в них. Например, в 1710 году, в деревне Нолинской (сейчас Рябиновщина), проживают Емельян Макаров сын Никулин с женой, Федор Васильев сын Рухлядев с детьми, Иван Ярасимов сын Злобин, Семен Иванов сын Тарараев и далее. А ведь их потомки до сих пор живут на нолинской земле! Жаль, что селения далее реки Ноли входили не в Хлыновский, а в Казанский уезд (Ноля с притоками являлась границей этих уездов), и данных по починкам и деревням Зыковского, Шварихинского, Хмелевского и Ереминского поселений в интернете нет. С другой стороны, наш район заселялся русскими только с семнадцатого века (до этого здесь проживали марийцы и удмурты), поэтому история нолинских родов не такая длинная.
"Еще больше повезло жителям Пермского края, - дополнила Светлана Дмитриевна. - Все документы Пермского архива (метрические книги, ревизии) оцифрованы и выложены в свободный доступ в интернет. Одна моя знакомая составила свое родословное дерево дома на диване".
История начинается
с нас
"Сейчас нашей деревни уже нет, - печалится Светлана Дмитриевна. - Дома сгнили, усадьбы заросли. Однако мы каждый год ездим на свою малую родину, чтобы почувствовать силу родной земли. После того, как я нашла сведения о своих пращурах, я как будто стала чувствовать их присутствие там, в Клестах. Такое ощущение, что их души остались на земле, омытой их потом, оберегаемой их руками, любимой их сердцами. Тем более, что я собираю материал не только о Продовиковых, но и о Ворошиловых, Зыкиных, Решетниковых, Быдановых, Вахониных. Самое интересное, что это чувство сопричастности к истории своего рода появляется у всех краеведов. Поэтому со мной связываются люди из всех уголков России, чтобы помочь или попросить помощи в поисках своих близких. Это объединяет, затягивает, не дает остановиться в наших поисках. Получается, что история начинается с нас самих…"...