Дорогая газета "Сельская новь"!
Прочитала статью Т. Перескоковой "О великий, могучий русский язык!". Да, "хороший" подарочек получили педагоги (да и дети) в Год учителя: сокращение уроков русского языка.
Мне, как матери троих детей (правда, взрослых) и бабушке двух внуков-школьников, понятна тревога педагогов. Понятно, что не о себе пекутся учителя, не о количестве своих часов, а о детях, об их духовном развитии. Не подумайте, что я не сторонница здорового образа жизни. Я за физкультуру, но не за счет уроков русского языка, количество которых было в школе всегда неприкосновенным. И будет ли резон в увеличении количества уроков физкультуры, если нет надлежащих условий? Будет ли эта работа полезной для детей, для их физического развития? А вот снижение количества уроков литературного чтения в начальной школе (даже в 1-2 классах в два раза снизили!) и уроков русского языка во всех классах явно не пойдет на пользу школьникам.
И беспокойство учителей по этому поводу оправдано: что, грамотные люди уже не нужны? (Наверное, вводя уроки физкультуры, решили к олимпиаде 2014 года подготовиться основательно). И все это делается при том, что стандарты по предметам остаются прежние, экзамены не отменяются, контроль ужесточается. Согласна я также с мнением учителей по поводу словарного запаса детей, поступающих в первый класс, развития у них трудовых навыков, умения обслуживать себя. А без достаточного словаря какое общение?
Хочу отметить, что языковое развитие начинается в первую очередь в семье. Именно здесь, в кругу родных и близких людей закладывается словарный запас ребенка. "Семья – место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого", – говорил писатель В. Кротов. Боюсь, что эта стартовая площадка для речевого развития малыша и обогащения его словаря далеко не идеальная и разная в каждой семье.
Да, времена меняются. Современные дошкольники умеют пользоваться компьютером, но чаще используют его, чтобы поиграть в разные игры "стрелялки-пулялки", в гонки, пользуются "сотиком", как они называют сотовый телефон; знают много слов, которые они не должны знать. И насколько я понимаю, такое влияние компьютера и долгое сидение перед ним (играет, никому не мешает) только вредит зрению, портит осанку, да и в умственном развитии, по-моему, ничего не дает (может, я не права, пускай меня поправят). Современные родители (не все, но многие) упускают благодатную почву для обогащения словаря в ходе домашнего общения, участия в совместных домашних делах, в совместном отдыхе в выходные дни и т. д. Старшие дошкольники могут не сказать, за какими грибами ездили, какие овощи, ягоды растут на дачном участке, какие деревья, кусты есть около дома. Дети в этом возрасте часто путают имя и фамилию, не знают отчество родителей, в каком городе и на какой улице они живут...… Не дать ребенку знания о своей семье, о домашних делах, не научить называть вещи словом – это значит совсем не уважать себя, да и ребенка тоже. А современное воспитание интереса к книге иногда заканчивается просто покупкой книги. И несут дети книгу в детский сад, чтобы там воспитатели прочитали всем. С одной стороны, это хорошо: все вместе почитают, картинки рассмотрят. Но не надо забывать, что интерес к чтению начинается со знакомства с книгой в семейном кругу: прочитать, перечитать интересные места, рассмотреть иллюстрации, выслушать возникшие вопросы по прочитанному и ответить на них, обратить внимание на незнакомые слова – вот только тогда ребенок понесет в детский сад своим товарищам такую понятную и полюбившуюся ему книгу. И, может, сам ответит на вопросы по прочитанной книге. Вот тут и будет ясно, что заработало мышление, возник интерес. "Когда дети перестают задавать вопросы, это начинают делать родители" (Д. Гвилава). А в детском саду пятилетних детей так и называют: "почемучки". Насторожитесь, если дети ничем не интересуются, ни о чем не спрашивают. Подумайте: а всегда ли вы на детские вопросы отвечали, может, когда-то попросту отмахнулись. Надеяться, что ребенок ваш все знает, не стоит. Это неправда. Может, он замкнулся, так как знает, что его не будут слушать. Семь лет дошкольного детства не должны пройти бесследно для ознакомления с окружающей жизнью. Его отношение к самому себе, другим людям, природе, вещам формируется в первую очередь в семье. "Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители" (А. С. Макаренко). Конечно, все понятно: темп жизни убыстряется с каждым днем, работа требует большого нервного напряжения, "заели" домашняя текучка и множество неотложных дел, обстоятельства складываются не так, как этого хотели, и т. д. Задумайтесь, что важнее: дела или ребенок? И внимание, и забота, и любовь нужны ребенку "здесь и сейчас", а не потом: вместе отдыхаем, вместе узнаем, вместе учимся. Все это, конечно, требует от родителей огромного терпения, ответственности, физических и моральных сил. А что делать? Дети – самое дорогое из развлечений.
"Когда дети малы, от них болит голова, а когда вырастают, начинает болеть сердце", – говорил финский писатель М. Ларни. И мысль свою я веду к тому, что подготовка дошкольника к успешному школьному обучению начинается в семье, и родители являются главными воспитателями.
Взволновали меня и слова Т. А. Ковязиной, учителя русского языка и литературы. Я не в курсе всех этих новшеств, что "литературу загубили, уменьшив количество часов; не стало экзамена в виде сочинения. Дети престали читать. Сейчас для них трудно прочитать и понять содержание изучаемого произведения. Меньше стали читать – ниже стала грамотность". Так как же понять содержание (я не говорю о языке произведения, о характере героев, об особенностях того времени, в котором живут герои…), если школьники читают "Войну и мир" Л. Н. Толстого через свой крутой телефон (в интернете) на двух страницах печатного текста! Какие тут размышления, какая мыслительная деятельность, словарь, грамотность? Тут хоть бы пару-тройку фамилий запомнить, и то ладно.
И вообще, с грамотностью у нас сейчас творится что-то невероятное. Это надо же так не уважать себя и нас, покупателей, если частная предпринимательница делает ошибки в ценниках. Торговля идет бойко, а вот кЕрзовые сапоги и жЕлет никак не продаются (и не продадутся!). А в товарном чеке на сумму 1600 рублей она пишет прописью: тыща шессот. Когда ей вернули этот чек (бухгалтерия не пропустила) на исправление, она ответила: "Здесь все разборчиво написано". Не поняла, что разборчиво – не значит грамотно.
Не пойду я покупать игрушки с ошибками на ценниках и к другой частнице. Зачем мне ее пАлЕвальник, пАгремушка, кОталка и батОрейка. И торговля не идет, и с грамотностью – провал. Надеются люди, что компьютер все ошибки исправит. Может быть. Но мыслить не научит. Это сделают хорошая книга и живое общение на уроке с одноклассниками и увлеченным учителем. Но живое общение в наши дни отодвигается на задний план. Молодежь живет в виртуальном мире интернета. Люди не пишут друг другу письма, это не актуально, т. к. есть электронная связь, интернет, СМС. В деловой сфере, как листья с дерева, исчезают общепринятые русские слова и бурным потоком вливаются иностранные.
Наше телевидение вещает нам о консолидации сил, об уровне инфляции, о достигнутом консенсусе, об инфраструктуре, об оптимизации средств в учреждениях образования, о жизни гастарбайтеров и нанотехнологиях. А нам, старшему поколению, в Пенсионном фонде нашу пенсию проиндексируют, проведут валоризацию и персонификацию. Признаюсь, я, наверное, выглядела смешно, когда в Сбербанке меня спросили: "Договор будем пролонгировать?" (ударение в слове "договор" было на первом о). Видя мое замешательство, переспросили снова (уже с раздражением). Ну не знала я на тот момент перевод иностранного слова, простите, люди добрые! Я – русская, говорите со мной по-русски! Я уже не говорю о деловой сфере, о языке людей, связанных с торговлей, бизнесом, компьютером, где...
- клерки осуществляют консалтинг,
- бизнесмены предлагают друг другу оферту, в надежде получить акцепт,
- заглянув в инет, на сайте находят контент,
- и вы, дорогой читатель, можете завести блог в интернете, а в своем почтовом ящике обнаружить разнообразный спам, а отправителя спама может забаннить провайдер;
- и бумажку вам отксерят, только картридж заменят,
- и наша уважаемая "районка" сообщит своим читателям о проведении в Нолинске креативно-инновационного семинара...
Человек привыкает ко всему, в том числе и к иностранным словам. Когда-то и мы в 90-х годах, когда у государства не было денег на зарплату бюджетникам, как "из печи пирога" ждали и транж, и трансферт, внедряли инновации, отслеживали мониторинг, говорили о толерантном отношении к детям. Привыкли.
Я опять к чему эти примеры привела? Очень уж интенсивно идет это внедрение иностранных слов в наш родной русский язык. Хотя когда-то В. Г. Белинский, русский публицист и литературный критик, говорил, что народы должны обмениваться словами и понятиями. Но то обмениваться! Может, в Англии скоро на русском заговорят так, как мы на английском? Да и количество уроков иностранного языка уже сравнялось с количеством уроков русского. Так разве это справедливо? И уже не ясно, выдержит ли наш "великий и могучий" такой натиск?
Не надо забывать, что наряду с засильем иностранных слов в нашей речи существует еще и молодежный жаргон (сленг). И хоть родной русский язык – это достояние всего народа, используют они его как собственный. Изобретают все новые слова, которые понятны только в их среде. А в целом – обнаруживают свой внутренний мир, свои ценности и ориентиры.
Вот услышала разговор двух молодых людей:–
Вчера у дружбана днюху отмечали. Предок у него торговый двигун, крупняк. Тусились клево! Хаус, чумовой музон в инете….
Вот уж где полету мысли мешает туман в голове! В общих чертах смысловая сторона рассказа ясна. Да и лексика пока побогаче Эллочкиной из "Двенадцати стульев", но по стилистике уже отличается мало. Согласитесь, многие из нас под влиянием TV (фильмы про ментов) упрощают свою речь: "впарить", "наехать", "бабло", "баксы"… стали вполне приемлемыми и звучат на самом различном уровне. Они уже не режут слух, кажутся вполне нормальными и используются в обыденной речи. И наши дорогие дошкольники блинами уже не питаются, они ими ругаются.
Заглянув в свою записную книжку, приведу несколько речевых "изысков", собранных мной из жизни (из серии "придумывай, так не придумаешь"):
- продается шкаф, сервант, коза и протчие вещи;
- состоится собрание механизаторов, явка всем обязательна, кроме уважительной причины;
- кино "Адъютант и его производители" (объявление в сельском клубе);
- среди похищенного сервант мебельный, поношенный…;
- произошла драка между складом и забором;
- в 7 часов я увидел гражданина без поводка с двумя собаками и без намордника;
- не успела доярка спуститься с трибуны, как на нее тотчас же взгромоздился председатель…...
"Смеяться, право, не грешно, над всем, что кажется смешно", как сказал Карамзин. Но это "смех сквозь слезы" (А. Чехов).