Обширна география студентов Нолинского техникума – они приезжают к нам из 25 районов Кировской области, Удмуртии, Коми и др. Многие сохраняют на долгие годы верность выбранной специальности. Кто-то остается верен малой родине и обустраивает свою судьбу здесь, на Вятской земле, другие же ищут счастья на необъятных просторах России.
Надо признать, что для многих выпускников наш техникум стал стартовой площадкой для получения высшего образования и карьерного роста. Но особых слов благодарности достойны, прежде всего, те, для кого наш техникум стал практически родным – выпускники, вернувшиеся в alma mater уже в качестве преподавателей. Интересна с этой точки зрения судьба Михаила Георгиевича Матушкина, отдавшего преподавательской деятельности в нашем техникуме более 30 лет.
Михаил Георгиевич родился в деревне Зубари Нолинского района, в многодетной семье: из 9-ти детей он был шестым. Работать начал еще до того, как пошел в школу – в колхозе помогал взрослым как мог. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего 9 лет. Жили тяжело – многие мужчины, в том числе и отец Миши, ушли на фронт, на лесозаготовки.
В войну был очень высок дух патриотизма и коллективизма – без этих качеств лихолетье бы не пережить. Михаил Георгиевич вспоминает: женщин отправляли на сенокос, те собирались рано утром, затемно. Управившись по хозяйству, шли пешком за многие километры, и обязательно пели песни. Обратно уже поздно вечером возвращались усталые, а все равно пели...
9 мая 1945 года, в то время ученик 6-го класса, Миша хорошо запомнил: день выдался пасмурный, дождливый. Директор школы собрал всех учеников на митинг и сказал: "Приятно сознавать, что кровь наших земляков не была пролита даром!" И отпустил всех по домам.
После окончания школы в 1946 году Михаил решил пойти работать. Отправился устраиваться учеником сапожника. Председателем артели тогда был Александр Афанасьевич Плаксин, бывший офицер. Поинтересовался: откуда, чей? Когда узнал, что в аттестате одни пятерки, сказал: "Ученик нужен, но тебя не возьму. Тебе дальше учиться надо". Подсказал, что недалеко есть техникум механизации.
Дело было осенью, вступительные испытания были уже позади, группы набраны по 45 человек, но Михаил все же решил попытать счастья. К удивлению, Миша был не одинок: в техникуме он встретил такого же деревенского парня, приехавшего учиться. Ребята отправились к завучу С. Г. Толстову. Завуч посмотрел на школьные аттестаты ребят, остался доволен положительными отметками, но все-таки предложил им пройти вступительные испытания: экзамены по русскому языку, математике и конституции. Парни решили время зря не тратить – экзамены сдали с ходу: пришли в кабинет, взяли первые попавшиеся билеты и рассказали все, что знали. Комиссия отметила отличные знания и упорство ребят. Так началась студенческая жизнь. Впоследствии друг, с которым поступал, Антон Зайцев, окончил техникум с отличием, работал в министерстве сельского хозяйства.
Студент Михаил учился средне, как и большинство знакомых ребят: теорию изучал с ленцой, зато практические задания выполнял с удовольствием, благо было на чем: у техникума в хозяйстве находилось много различной техники, было свое подсобное хозяйство, где студенты получали первые навыки работы механика. После первого курса Михаил работал на комбайне, после второго – на тракторе, а после третьего – помощником начальника тракторной бригады.
После окончания техникума Михаила Георгиевича отправили работать в Верхосунскую МТС. Он был единственным механиком со средним специальным образованием, остальные закончили лишь училище. Поэтому самый сложный ремонт доверяли только Михаилу. Во многом приходилось разбираться самому, читать дополнительную литературу.
Через год Михаила взяли в армию. Он служил недалеко от Минска, в автомобильном батальоне. Почти весь призыв был из Кировской, Ивановской и Горьковской областей. Михаил Георгиевич вспоминает, как чуть было не стал летчиком: трех человек переводили в авиационное училище – понадобились штурманы-операторы дальнего следования. Михаил был в числе этих солдат, но по семейным обстоятельствам все-таки остался в части.
После службы сразу устроился в Шварихинскую МТС, проработал там 6 лет инженером-механиком, завмастерскими. Когда Шварихинскую и Нолинскую МТС объединили, создав единую ремонтно-техническую станцию, работал инженером по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка.
В 1957 году открылось заочное отделение в Кировском сельхозинституте (ныне ВятГСХА), Михаил Георгиевич и два его друга, Рубцов и Решетников, поступили на специальность "механизация сельского хозяйства". Учиться было сложно: группа состояла из 68 человек, учебников и методических пособий на всех не хватало. Помогали друг другу как могли. Михаил Георгиевич вспоминает, как сдавал самый сложный экзамен по предмету "сельхозмашины". Принимал декан. Михаил Георгиевич зашел, вытянул билет и говорит: "Я готов". Рассказал, что знал по билету, но декан не поверил, что не списал, и дал свой билет. Снова рассказал все что мог по билету, декан остался доволен, потом за руку здоровался.
После института всех троих уговаривали пойти в аспирантуру. Но к тому времени у Михаила уже была семья, дети, он не решился продолжать обучение. По распределению попал в Зуевский район, работал главным инженером в колхозе. Но вскоре позвонил друг из Нолинска, пообещал найти работу.
Михаил отправляет семью, а затем и сам перебирается в Нолинск. Сначала работал преподавателем в училище, а с 1972 года – преподавателем специальных дисциплин в техникуме. Несколько лет занимал должность заместителя директора по производственному обучению. Старался организовать на высоком уровне прохождение ремонтной практики у студентов 3-х курсов по всем специальностям на Нолинском РМЗ, автоколонне, в мастерских "Сельхозтехники" и в техникуме.
О техникуме у Михаила Георгиевича сохранились только теплые воспоминания. Особенно вспоминает о внеклассной работе, кружках технического творчества, участии в зональных выставках и конкурсах на звания лучшего пахаря, лучшего по профессии, где техникум в течение долгих лет занимал только первые места. Вспоминает отлично налаженную связь с производством, где студенты получали первые навыки выбранной профессии. А главное – душевность и дружелюбие коллектива, постоянную поддержку со стороны коллег.
Михаил Георгиевич считает, что теперь студентам трудно: они предоставлены сами себе, после окончания техникума каждый сам прокладывает дорогу в жизнь, поэтому и желает им успехов во всех начинаниях, удачи на жизненном пути.