Мгновенье, стой, вспыхни ярким светом!
Не спеша иду по шумным улицам Нолинска. Туда-сюда снуют машины, бегут по неотложным делам озабоченные люди. А у меня на душе – праздник. Праздник от встречи с настоящим искусством, с талантливыми людьми, от той доброжелательной атмосферы, в которой нас встретили в музее. Нас – это простых посетителей фотовыставки и участников встречи с талантливым фотохудожником Виктором Городиловым.
В. А. Городилов родился и вырос в селе Ошеть Сунского района. Сейчас он живет и работает в Кирове. По своей работе Виктор Александрович частый гость в Нолинске. Он прост в общении, немногословен в речах, и уже сорок лет увлечен фотографией.
Основная тема его фотоснимков – сельский пейзаж, родная вятская природа, времена года. Автор показал, что природная красота нужна человеку как воздух. Поэтесса Марина Цветаева когда-то сказала: "Записывайте все! Ибо этим вы останавливаете время". Вот и Виктор Александрович со своим жизненным спутником, фотоаппаратом, останавливает время, улавливает прекрасные мгновения в простом, находит красоту в обыденном.
Сказать, что эта выставка имела успех, значит ничего не сказать. Мое первое впечатление – немой восторг. Когда же я встретилась с Виктором Александровичем лично, он поразил меня художественным вкусом, уважительным отношением к посетителям выставки.
"Краса ненаглядная!", – вырвалось у меня. И сразу подумалось, что в суете жизни, спеша сделать нужные и ненужные дела, мы совсем не оставляем времени, чтобы остановиться, оглянуться, полюбоваться красотой неприметного цветка, цветущего луга. А фотохудожник Городилов все замечает, наблюдает и горько сокрушается, если не захватил с собой фотоаппарат.
Ненавязчиво, с душой и любовью, фотохудожник вводит нас в мир природы и красоты. Каждая его работа неповторима, по-своему великолепна и содержательна, вызывая в душе чувства радости, красоты, восхищения. Не зря говорится, что настоящее искусство начинается с удивления. Именно оно не покидало меня на выставке и во время встречи с автором. Что снимки высочайшего качества – это увидели все: виден каждый листик, солнечный лучик, каждая травинка и паутинка, еловые иголки, цветные прожилки на лепестках. Смотришь на фотоснимки и чувствуешь легкое дуновение ветерка, морозец, летний зной. Даже ощущаешь запахи лугового разнотравья, пыльной полевой дороги после дождя, сырость и прохладу утреннего тумана. Задаешь себе вопрос: "А что же там, за туманом? Какую тайну он скрывает?"
Смотрю на березовую молодую рощицу, и будто солнечные лучики пробиваются сквозь нее прямо на меня. Думаю: "Подует сейчас теплый летний ветерок, зашуршат листья, полетит паутина и зазвучит музыка природы". Любуюсь на картину, вспоминаю маму, простую деревенскую женщину, очень уж она любила молодые березки, неброскую красоту родной деревни. И ее любовь к родным просторам была неподдельной и искренней.
Нет сомнения, что хорошая картина или фотография лечат, будят лучшие чувства. Наверное, поэтому в таком хорошем и приподнятом настроении возвращалась я с выставки. Уверяю, что ни один нолинчанин не ушел из музея хмурым, грустным или равнодушным. Фотопейзажи мастера-профессионала этого не позволили!
Виктор Александрович, организуя выставку, предложил зрителям самим придумать названия его снимкам. Ему хотелось, чтобы каждый подобрал свои слова понравившейся фотографии, придумал свои сравнения. И работники музея, оформив выставку, полтора месяца собирали отзывы-названия. И я была удивлена фантазией посетителей выставки.
Нолинчане – народ смекалистый, с чувством юмора. Во время встречи с автором директор музея Т. Ю. Зяблицева зачитала нам лучшие названия. Даже на слух чувствовалось, что их придумали люди разного возраста: молодежь, пожилые, "физики" и "лирики", реалисты и романтики. В названиях чувствовался разный эмоциональный настрой людей. И, правда, сколько людей – столько и мнений. Все мы разные. Вот и названия получились разные, даже у одной и той же картины.
Вот опять стою у очередного фотоснимка. Внимательно вглядываюсь. Яркий весенний день. Очень небольшая речка "Наводопела", вот-вот вскроется ото льда. В пабереге огромные проталины. От яркого солнца и голубого неба в душе рождаются строки:
Кругом природа оживает,
Ликуют солнце и весна,
И лед на нашей речке тает,
Уходит зимушка-зима.
А моя знакомая тут же выдала единственное слово: "Отплавала". Почему? Кто отплавал? Еще раз внимательно вглядываюсь в картину. Так вот же она, старая брошенная лодка на берегу, которую я при беглом взгляде приняла за проталину. А у моей знакомой эта старая лодка стала "главной героиней с печальной участью".
Или другой фотоснимок: колхозное поле. Созревшее жито. И дорога, размытая августовским дождем. И нет на этой дороге никаких следов: ни машинных, ни человеческих – все смыл ливень. Лужи. Серое дождевое небо. Ненастье. Одна картина, а названия даны разные: "Полевая дорога", "Дорога в детство", "Дорога в никуда" (грустно), "Дорога на погост" (совсем печально).
Пейзаж. Раннее утро. Солнце только что поднимается, освещая первыми лучами паутинку. Оранжево светится она от сильной росы и играет на солнце. В. С. Путинцев назвал ее "Лесной интернет". Автор выставки, прочитав такое название, задал вопрос детям: "Почему интернет?", и те, не задумываясь, ответили: "Потому что интернет – это всемирная паутина".
Кстати, дети мне очень понравились. Симпатичные девчонки и мальчишки. Любопытные, любознательные. Сфотографировали на свои телефоны чуть ли не все фотопейзажи, подолгу стояли у каждого снимка, что-то оживленно обсуждали, активно участвовали в беседе с автором снимков, задав ему кучу разных вопросов. Видно, что не равнодушны они к красоте.
Не могу не упомянуть еще одну фотографию. Исчезнувшая с лица земли деревня. Когда-то жили здесь люди. Пахали поля. Выращивали скот, рожали, растили детей. Нет ее сейчас. И уже никогда не будет. Умерла деревня, как и моя родная малая родина. А оставшиеся деревья стоят, как часовые, напоминая нам о минувшей деревенской жизни. На переднем плане фотопейзажа два дерева. Одно высокое, стройное, другое – низенькое, развесистое. По окрасу листвы видно: наступает осень. Деревья стоят вроде бы и совсем рядом, но не вместе. Какие-то отстраненные. Да, не может рябина к дубу перебраться.… А назвали-то картину как неожиданно! "Две подружки", "Два одиночества", "Не сошлись характерами".
Несравненным в названиях фотоснимков был, конечно же, В. С. Путинцев. Его поэтические двустишия и четверостишия оказались созвучными мнению автора выставки. Виктор Сергеевич был назван победителем и получил приз от Виктора Александровича. Вот одно из названий:
Река, как зеркало, но в ней
Мир все же чуточку темней…
Это осенний пейзаж, в котором ярко окрашенные деревья отражаются в темнеющей холодной реке. Его поэтические названия вызвали восхищение не только у автора, но и у всех участников встречи.
От всей души благодарим Виктора Александровича Городилова за радость встречи с настоящим искусством, выражаем признательность работникам музея и директору Т. Ю. Зяблицевой за организацию выставки и встречу с талантливым фотохудожником.