На сегодняшний день по дорогам Нолинского района ездит порядка 8500 транспортных средств. А за тем, чтобы на дорогах было безопасно, следят всего 17 человек - именно столько полицейских сегодня трудится в ГИБДД, при этом непосредственно инспектируют дороги лишь 12 сотрудников ДПС.
К сожалению, в нашем районе есть места, где год от года количество происшествий, связанных с автотранспортом, меньше не становится. Так, к примеру, еще в прошлом году самыми аварийно опасными участками дорог считались 118-119 км автотрассы Киров-В. Паляны (в районе с. Кырчаны) и 142 км этого же направления (д. Сомовщина).
- Нынче же на этих участках мы можем констатировать снижение количества ДТП, - рассказывает начальник ОГИБДД МО МВД России "Нолинский" А.И. Заболотских. - И не последнюю роль в этом сыграла установка комплексов фото- видеофиксации нарушения правил дорожного движения: эти оранжевые ящики дисциплинируют водителей, заставляя соблюдать скоростной режим. Но количество надеящихся на русский авось все еще много: только за пять месяцев этого года камерами были зафиксированы 1157 нарушений ПДД. Думаю, для любителей быстрой езды стало поучительным поступление на их почтовый адрес "письма счастья" с постановлением об административном нарушении и квитанцией на уплату штрафа.
Использование камер фото- и видеофиксации уже доказало свою эффективность. И все-таки, работа самих инспекторов ДПС остается незаменимой: ни один аппарат, установленный вдоль трасс, не сможет определить наличие опьянения у водителя, а также разобраться в ситуации, приведшей к ДТП.
- Дороги района находятся под контролем с 7 утра и до 4 часов ночи. Особенно это касается пятницы, субботы и воскресенья. Только в период с января по май этого года сотрудники ДПС зафиксировали 1041 нарушение правил дорожного движения. Конечно, на величину этой цифры повлияло и изменения тактики работы. Мы поняли, что очень хорошее влияние на общую ситуация на дорогах оказывают сплошные проверки водителей: практически каждые выходные в течение нескольких часов инспекторы останавливают все транспортные средства, проезжающие мимо них. Это позволяет выявить "забывчивых" водителей (оставили документы дома или не вспомнили, что закончилось действие полиса ОСАГО), проверить, не находится ли транспортное средство в угоне, не числится ли за гражданином неоплаченных штрафов, а самое главное - не сидит ли за рулем человек, употребивший алкоголь.
О последнем виде нарушений правил дорожного движения стоит сказать отдельно. За пять месяцев 2015 года сотрудниками ДПС были задержаны 87 пьяных водителей. Цифра впечатляющая, особенно если учесть, что часть из них попалась повторно и была "награждена" штрафом в размере 50 тысяч рублей.
- К сожалению, создается впечатление, что безответственные граждане адаптировались к такому наказанию и, садясь за руль, уже морально готовятся к расставанию с водительскими правами. При этом они начинают бравировать тем, что удается не попасться на глаза инспекторам ДПС. Однако сейчас мы можем констатировать увеличение гражданской ответственности. Так, к примеру, становится все больше граждан, которые сообщают в дежурную часть или на телефон доверия о водителях, садящихся за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Законодательство в отношении правил дорожного движения регулярно меняется. Одно из последних нововведений вступило в законную силу 1 июля 2015 годы: ужесточена ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или повторный отказ от медицинского освидетельствования водителем, ранее уже подвергнутым административному наказанию за это же нарушение.
Максимальная санкция новой статьи УК РФ "Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию", - два года лишения свободы. Конечно, есть и другие варианты наказания за этот вид нарушения: подсудимый может быть приговорен, например, к обязательным работам на срок до 480 часов, принудительным работам на срок до 2-х лет или штрафу в размере от 200 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.
- Важное уточнение: лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в силу соответствующего постановления и до истечения одного года со дня полного исполнения. То есть с момента окончания как основного, так и дополнительного наказания. И если, например, срок лишения прав истек, а штраф лицо не выплатило, то срок наказания будет исчисляться в течение года с момента уплаты штрафа, а не окончания срока лишения прав, - рассказал А.И. Заболотских.
Кроме того, А.И. Заболотских отметил, что новая редакция УК РФ предусматривает увеличение минимального наказания за гибель людей по вине пьяного водителя - теперь лишение свободы не может быть меньше двух или четырех лет, в зависимости от тяжести последствий ДТП.
- И все-таки государственная инспекция безопасности дорожного движения - не карающий орган, - говорит Андрей Иванович. - Наша задача - обеспечить безопасность на дорогах, помочь водителям в целости и сохранности добраться до места своего назначения. Вот, к примеру, этой зимой был случай: водитель грузового автомобиля направлялся в один из магазинов города Нолинска, расположенный в нагорной части. В нашем городе был первый раз, а потому маршрут проложил по навигатору. И эта умная техника подсказала ему ехать по улице Коммуны. Естественно, на полпути он застрял. Позвонил в полицию. Наряд выехал. Сотрудники ГИБДД организовали настоящую спасательную операцию…
А бывают случаи, когда поломки случаются на трассе. Летом еще можно переждать, вызвать поддержку, например, с родного предприятия. А зимой, когда на улице минус 40 и солярка перемерзает, без экстренной помощи никак. И такое бывало не раз. А туристы? Они, как и водители большегрузов, зачастую передвигаются по навигатору и нередко попадают в неожиданные места.
- Дорога не прощает ошибок и невнимательности, здесь не бывает своих и чужих. Стоит немного отвлечься, что-то упустить из вида, - и может случиться непоправимое. Именно поэтому мы стараемся держать водителей в курсе и в плане соблюдения законодательства, и в отношении обстановки на трассе.
Конечно, самый большой опыт работы в плане обеспечения безопасности дорожного движения на сегодняшний день у наших стажистов - Андрея Павловича Сунцова, Сергея Васильевича Питиримова и Андрея Владимировича Арлакова. Свои знания они передают нашим молодым инспекторам - Александру Сергеевичу Кодачигову, Игорю Вячеславовичу Власову и Николаю Ивановичу Земцов.
Опыта сотрудники ГИБДД набираются не только в Нолинском районе или Кировской области: каждый год инспекторы отправляются в командировки в Северо-Кавказский округ. Так, буквально в апреле из Чеченской республики вернулся А.П. Сунцов. Сейчас решается вопрос об отправке в командировку следующего инспектора ДПС. Это работа. И ее нужно выполнять с честью, достоинством и самоотдачей.
- Могу с уверенностью сказать: благодаря тому, что в ГИБДД подобрался инициативный, слаженный коллектив, на дорогах Нолинского района инспекторы ДПС делают все возможное, чтобы обезопасить движение, - говорит Андрей Иванович Заболотских.