Газета Нолинского района (12+)

Особенности деревенского говора

Просмотров: 262Комментарии: 0
КраеведениеРайонГородНовости

радость солнечного дня Тема деревенского говора интересовала меня буквально с детства, когда я еще училась в первом классе Верхневойской школы (Богородский район). Наша учительница все время поправляла нас: "Нельзя так говорить, это неправильно", когда мы говорили: "Лё, лико, опОсле, тАмока, тУтока, здЕсека, вОнока, бАско, восЕть, обихАживать, гУбница, спорАнья, глянУться, Аркаться, СкЫркать…"...

В ходе обучения в школе эти деревенские слова постепенно вытеснялись из нашего лексикона. Но в речи однодеревенцев взрослых они продолжали сохраняться (1950-е - 60-е годы). Продолжали сохраняться интонации, звукопроизношение, грамматические и звуковые особенности в речи шмаковцев, да и всей округи. Наши предки, малограмотные или совсем неграмотные, с этим родились, с этим говором жили, с ним и ушли в мир иной…... У нас, теперешнего старшего поколения, родившихся и выросших в деревенской речевой среде, все эти чудо-слова нет-нет да и выскакивают из потаенных глубин нашей памяти иногда невзначай, а порой и понарошку.

Читатели моих публикаций о деревенском говоре по-разному воспринимают эту тематику: "Как будто с бабушкой посидела на завалинке и душевно поговорила". "У нас в деревне точно так же говорили, читаю и слышу даже интонации, произношение, голоса родных и близких людей, особенно старых людей. А это тоже память о них и о своей родной деревеньке".

Мне знакомо и резко категоричное мнение о моих публикациях о деревенском говоре в нашей "районке", высказанное малознакомой читательницей, что это "никому не интересно". А я задумалась: "А как же память об исчезнувшей родной деревне? О земляках? О родных моих маме и бабушке, говоривших на этом языке?" Как верно сказал великий наш поэт А.С. Пушкин: "Жалок народ, для которого прошедшее не существует". Не хочу быть "жалкой"! Не хочу быть "Иваном, не помнившим родства!" А как же "долг памяти, который передается человеку через кровь предков", о котором утверждает в своих произведениях А.И. Чупраков - нолинский поэт и писатель?

Несомненно, это святое чувство - долг памяти - двигало и движет замечательными вятскими поэтами и писателями: М. Чебышевой, В. Ситниковым, Г. Горевым, Н. Перминовой, М. Котомцевой. Г. Смирновым. В. Беловым (Вологда), В. Путинцевым... Они в своих произведениях через народную речь и вятские говоры ярко, образно раскрывают понимание малой родины, а также рисуют жизнь простых людей через сохранение своеобразия, самобытности носителей деревенского говора в разных жизненных ситуациях.

Особенности деревенского говора до сих пор в памяти. Яркая народная мудрость сохраняется в пословицах, поговорках, в устойчивых фразеологических единицах до сегодняшнего дня и понятна всем. "Куда ни кинь - всюду клин"; "Широко шагнешь - штаны порвешь"; "Шире ори - боле дадут"; "Не у шубы рукав"; "От дурака подальше"; "Непахано боронит"; "Не по себе елку рубит"; "Шиш да маленько"; "Я слово, он - два"; "Шире - дале"; "Хоть кол на голове теши"; "Забот полон рот"; "Петь не в ту степь" и т.д.

Деревенский говор до сих пор сохраняет те элементы, которые литературный язык давно утратил. Например, суффикс ся: собралася, запуталася, долго оболокалася. Или непонятное "аканье" - карасин, памедоры, канфеты, камод, марковь и т.д. И наоборот, где надо говорить а, скажут "е": ходко побежели, крепко держели, опеть (опять!) Ёканье: спитЁ уже давайтё! ПроходитЁ, дак завтра проспитё. ТемнаЁт, восияЁт, сверкаЁт. Чоканье: отеч, деревчо, челик, вича, фершалича, Цоканье (у моей мамы мягкое "ц"): полиця, руковиця, половиця, туця, целик. В окончаниях прилагательных мужского рода "ой": веселой, нож вострой, бестолковой и т.д.

Когда мы приехали на жительство в Нолинск (1975 г.), я отметила у некоторых женщин мягкий звук к в конце имен: Танькя, Манькя, Ванькя, Колькя и т.д. Поехали по кочкям, потихонькю. В нашей деревеньке мягкие шипящие звуки произносили твердо: трешшыт, пишшыт, дожжы, ташшыть, дожж полышшот и т.д. Моя вторая мама, родом из Верхошижемья, наоборот, говорила мягко твердые шипящие: "Мужик, держи вожжи - машина бежит". Деревенские диалектизмы отличались от литературного языка даже родовой принадлежностью: "Гаркни-ко робенков-то. Пускай исти идут. Ужина стынет".

На деревенском говоре, конечно, сказывался и образовательный уровень жителей, общение в границах своей деревни. В похозяйственной книге Шмаков (1946-48 годов) Богородского архива отмечено, что мужчины учились 2-3 класса в начальной школе, а женщины - 1-2 класса (зимы). Мальчиков учили охотнее. Как -никак, мужчина - хозяин, кормилец, грамота ему была нелишней. А вот девочкам поучиться подольше не давалось, им работы по дому всегда хватало. Расписаться умеет и ладно! Да и бедность не давала получить полноценное образование: "ни одежи, ни обуток".

В примерах, которые я приведу из деревенского говора, обнаруживается повседневная жизнь деревенского люда 1940-1960 годов прошлого века, их бытовые заботы и хлопоты, крестьянский труд дома, в поле, лесу. Их простые рассуждения о счастье и радости, трудностях и лишениях в разные временные отрезки. В деревенском говоре всегда был виден речевой портрет, характер, чувства, образ диалектоносителя, богатство и образность речи.

- Ак чё буди, начнем?

- Сено-то убрали лё?

- Слава Богу, убрали. Вчерась дожж-от токо потрусил, а сёдни с утра задожжовело. Не ко времю.

- Я бы уж давно все уделалась, дак этот мешок надо в клить поставить. Боллё тежол. Мене его не здынуть (не поднять).

- Картовничу-то уминают за обе шшоки, токо за ушам пишшыт. А ты чо не еш? Осердился? Нечо уросить! Без ужыны лягош спать? Исти-то поди охота?

- Отколь у тебя полны карманы канфет?

- Дак мене кресна навелила!

- Куды опилыши-те высвистнула? Они дельные.

- Наштё их? Токо на дрова, и то незаправдешные.

- А кто памедоры-ти затеял подвязывать? Вот на тычки и сгодятся.

- Лук-от пора обрезать.

- Ак погоди. Пусть ишо попоростет.

- Чо годить-то! Перо-то уж упало.… Нюркины робёнки прибежат, ак быстрехонько высапают. Какая-никакая, а подмога.

- Пойдешь-ле седни на посиделки-те к Маруське?

- Ак неколды. Вонока лопоть не глажена. Сёдни вёдро. Лопоть-то боллё баско выдуло. Споранья-то коё-чо выжамкала.

- Пошто литовку-ту плохо наточила? Лико, одно укосиво прошла, одны-те петухи оставила!

- Дак литовка-то наточена, а хлябаёт поштё-то.

- Вчерась Оксинька заходила к нам на покос, позавидывала: "Вы де втрои руки коситё, дак у вас вонока как подаётся, а я всё водны да водны".

- Всю жысь в колхозе-ту роботала, нечо не зароботала, токо горб нажила. Все барахло можно в один узел сложить. А ведь где чежельше, там моя робота и была. Это вы чичас работаитё за живые деньги, а мы за палки…... Хош бы дали кода малёхочка зерна, але ишшо чо…, дак ведь шыш да маленько!

- Пошто на робенков-то зазевал? Чо они тебе помешали?

- Ак эть токо закимарил маленько, они розбудили. Завздуривали да захагайкали.

- Идитё-ко, ребят, на волю (на улицу). Там и гнитёся.

В примерах, которые я здесь привела, ярче, колоритнее обнаруживаются черты деревенского говора. Именно связный текст придаёт вятскому говору местные особенности, но в то же время понятность и развивает интерес читателя. Каждая фраза, предложение, слово деревенского говора - это крупицы разговорной речи "ранешной" деревни. Теперь уж так никто не изъясняется, да и многих деревенек нет уже на карте вятской земли. А все равно, зачастую, нет-нет да и проявляется тот говорок в речи людей старшего поколения: "Могот я чо неладно сказала, дак вы уж не осужайте меня, маки!"

Инна ГРЕБНЕВА.
Оставьте комментарий!


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии. Настоящим Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

(обязательно)