Невольными нарушителями законодательства являются почти все руководители органов местного самоуправления Кировской области. Потому что по статистике около половины принимаемых ими нормативно-правовых актов идут вразрез с федеральными или областными законами. С инициативой разрубить этот гордиев узел выступила областная прокуратура.
Как известно, в течение последних семи лет каждое муниципальное образование, а их в Кировской области 436, живет по собственному уставу. Такие полномочия закреплены в федеральном законе №131. Как результат, рождается масса нормативно-правовых актов, регламентирующих жизнь в каждой конкретной местности, касается ли это города Кирова или небольшого поселения. К примеру, за короткий период – чуть более года – в управление по вопросам местного самоуправления поступило около семи тысяч нормативно-правовых актов для включения их в областной регистр. Проведенная экспертиза показала, что половина из них требует доработки или же отмены в полном объеме. Картина явно кризисная.
По мнению начальника управления по вопросам местного самоуправления администрации правительства области Николая Коева, проблема в том, что при разработке законов руководителям поселений явно не хватает консультаций опытных юристов. А где их взять, к примеру, в сельской администрации?
С важной инициативой выступил областной прокурор Сергей Берижицкий. Совместно с правительством области он предложил провести семинары-совещания для всех районов в формате так называемого юридического ликбеза. Принципиальный момент – для мероприятия выбирается один из районов, куда съезжаются и руководители соседних муниципальных образований. Почему такой формат работы более эффективен, объяснил Сергей Берижицкий.–
Сергей Петрович, почему предпочтение отдано форме работы с выездом на места?–
На мой взгляд, общий сбор на семинар в Киров не достигнет своей цели. Для прокурорских работников очень важно почувствовать пульс жизни каждого района, поглубже узнать специфику существующих проблем. Без этого невозможно дать правильную оценку такому тревожному явлению, как значительный рост незаконных нормативно-правовых актов. За этот год, например, в суд направлено 1592 прокурорских иска о понуждении органов власти к тем или иным действиям в интересах граждан, проживающих в разных районах, а это на 68% больше, чем в прошлом году.
Более того, от районных прокуроров я требую не только профессиональных знаний, но и умения хорошо ориентироваться в экономических проблемах территорий, где они проживают. И вот почему. Через судебные иски, конечно, прокуроры восстанавливают законность, но это не та система, через которую можно управлять экономикой. На встречах в районах я ставлю задачу выяснить причину, почему над решением какой-то проблемы не смогли объединить усилия местная власть и прокуратура, почему дело дошло до суда.–
Как правило, для выполнения предписаний прокуроров требуются дополнительные средства из бюджетов, а во всех районах они дефицитные. Как быть?–
Ответ на этот вопрос меня как жителя Кировской области тоже волнует. Уверен, что неиспользованные резервы есть, и это, кстати, вижу, бывая в районах. К примеру, закон предусматривает штрафные санкции за нарушения экологического порядка, за ненадлежащее содержание территорий, за нарушения других требований законодательства, более эффективное использование имущественного комплекса муниципалитетов, но органы власти это не используют. А ведь упущенные средства могли бы пополнить местный бюджет. К слову, прокурорские работники в настоящее время ориентированы на более активное подключение к этой работе. Наша задача – построить эффективную систему отношений районных прокуроров с местной властью, чтобы от этого улучшалась жизнь в конкретных поселениях.–
Какие вопросы чаще звучат на совещаниях в районах?–
Их много, потому что происходит активный, обоюдно заинтересованный диалог. Не исключение и острые вопросы. К примеру, об излишних прокурорских проверках. И одна из моих задач – дать объективную оценку оправданности проводимых проверок. Если выявятся перегибы, мы не будем это замалчивать, а наоборот исправим ситуацию. Но конечный результат – четкое исполнение законодательства и улучшение жизни наших людей.
Высветилась и другая проблема – далеко не во всех муниципальных образованиях есть специалисты, способные выполнить экспертизу принимаемых нормативных актов на их законность. Поэтому в ходе нынешних деловых встреч достигнуто соглашение, что уже на стадии подготовки будут привлекаться наши прокуроры, чтобы объяснить, как надо грамотно строить работу в рамках правового поля. Чтобы из года в год нам не приходилось все больше выявлять незаконных актов, что, по сути, является дорогой в тупик.
Бывают и конкретные вопросы, которые решаются непосредственно в ходе встреч. К примеру, на последнем семинаре-совещании в Котельниче обсуждалось, какие моменты необходимо учесть при составлении районной противопожарной программы в связи с минувшим "горячим" летом. Муниципалитетам рекомендовано обратить особое внимание на поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, водозаборных устройств, подъездов к водоисточникам; устройство защитных противопожарных полос, посадку лиственных насаждений; обеспечение территорий общего пользования достаточным количеством средств тушения пожаров, противопожарным инвентарем; создание условий для организации добровольной пожарной охраны, своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.