Петр Полянцев: «Налоговый потенциал – есть!»
Местные власти должны активизировать работу по формированию доходной базы бюджетов, а также обеспечить оперативность и полноту поступлений в них. Такую задачу ставит департамент финансов перед органами местного самоуправления.
Обе стороны понимают, что жизнеобеспечение муниципалитетов напрямую зависит от наполняемости местных бюджетов. Причем это особенно актуально для поселений, без которых невозможно представить развитие муниципальных районов и муниципальной системы в целом.
О том, каковы же должны быть шаги власти в этом направлении, наш разговор с главой Унинского района Петром Полянцевым.–
Я считаю, что решение данных вопросов возможно только при эффективном взаимодействии органов власти и всех заинтересованных структур, – говорит Петр Михайлович. – Очень правильно, что департамент финансов не просто отслеживает ситуацию по поступлению доходных источников, но и применяет действенные меры по активизации работы служб, полномочия которых позволяют расширить налоговую базу бюджетов, в том числе местных, и повысить уровень их наполняемости.
После того, как в прошлом году состоялась расширенная коллегия департамента финансов, где мы обсудили взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления по обеспечению поступления налоговых платежей в областной бюджет, по моей инициативе в Унинском районе было проведено кустовое совещание, посвященное формированию местной казны.
Благодаря тому, что круг участников этого совещания был широкий (в нем приняли участие делегации из 11 районов области, а также представители региональных структур: управления ФНС, управления государственной регистрации кадастра и картографии, управления федеральной службы судебных приставов, прокуратуры), нам удалось обсудить много важных тем.–
Какие задачи вы считаете первостепенными?–
Прежде всего, мы говорили о том, как сформировать полную налогооблагаемую базу, навести порядок в учете по земле и имуществу, проконтролировать поступление, а в случае необходимости применить к недобросовестным должникам все меры воздействия. Могу сказать, что интерес участников встречи вызвала работа, проводимая в Унинском районе, по инвентаризации объектов движимого и недвижимого имущества, идентификации земельных участков. –
Объем работы – большой. Каким образом она у вас организована?–
Труд действительно проделан колоссальный. Мы поставили цель – уточнить налоговый потенциал района, определить резервы по налогообложению физических лиц. Для ее реализации провели несколько межведомственных совещаний с участием представителей администрации района, межрайонной инспекции ФНС России №9 по Кировской области, финансового управления района, БТИ, Росреестра и глав поселений.
Главной задачей была актуализация баз данных. Ведь без достоверной информации о налогоплательщиках и их объектах невозможна полная инвентаризация всех объектов и земельных участков. Поэтому были назначены специалисты, которые занимались тем, что уточняли полный адрес каждого налогоплательщика. В некоторых случаях, например, была указана только деревня, а обязательно нужны улица и номер дома.–
Что удалось сделать в этом направлении?–
Например, для приведения в соответствие с существующей документацией в адресном хозяйстве мы внесли изменения в нумерацию домов поселений. Всего было внесено 860 записей, уточняющих местонахождение имущества и адрес физических лиц. В каждом поселении на каждый дом и домохозяйство был создан социальный паспорт.
Была проведена инвентаризация, которой мы охватили более 4,5 тысячи объектов. В рамках этой работы организовали сверку объектов недвижимости, которые уже прошли переоценку инвентаризационной стоимости и которые остались без переоценки. Скажу, что, по данным БТИ, только 64% объектов прошли переоценку. Остальные не смогли – в основном из-за отсутствия техпаспортов на них. Также были выявлены 133 бесхозных дома, у которых нет наследников.
Кроме того, мы предложили налогоплательщикам упрощенный порядок регистрации. Это представление в регистрирующий орган выписки из похозяйственной книги. По отдельной группе налогоплательщиков оформление регистрации рекомендовано по дачной амнистии.–
Как-то повлияло на эту работу строительство жилья, развернутое в районе?–
Действительно, в районе ведется большое жилищное строительство, в том числе индивидуальное. Скажу, что за последние три года введено 182 жилых помещения, из них 53 – индивидуальными застройщиками. На 1 января 2011 года у нас осталось незавершенными 38 объектов.
Разумеется, вводимое в эксплуатацию жилье также требует более оперативной работы по его регистрации. Об этом мы говорим с главами поселений, равно как и о том, чтобы вести более активную разъяснительную работу среди населения, в том числе с наследниками имущества, чтобы побудить их к оформлению наследства. Если же они отказываются от вступления в наследство, тогда необходимо инициировать перевод такого имущества в бесхозяйное и подлежащее переводу в муниципальную собственность.
В любом случае начатая работа будет доведена до логического завершения.–
Что в планах на следующем этапе?–
Надо быть готовыми к тому, что в ближайшее время будет введен налог на недвижимость, который включает в себя два налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог. Объектом исчисления будет являться рыночная стоимость, поэтому необходимо навести порядок в первую очередь в информационных базах налоговых и регистрирующих органов.
А это опять наша совместная работа – органов власти и всех заинтересованных структур. А иначе положительного результата не достичь.