Закончился учебный год у школьников. В самые продолжительные школьные каникулы ребят ждут интересные поездки, отдых и развлечения. И только у выпускников началась горячая пора: нужно успешно сдать экзамены и выбрать учебное заведение для получения профессии.
Для нолинских ребят в этой ситуации есть достаточно хорошие предложения. Так, не выезжая за пределы района можно получить среднее профессиональное образование сразу в двух учреждениях: Нолинском техникуме механизации сельского хозяйства и Нолинском политехническом техникуме. Выпускникам одиннадцатых классов также есть возможность получить высшее образование по специальностям "экономика" и "агроинженерия" в Нолинском филиале ВГСХА.
В общем, в нашем городе создалась уникальная ситуация наличия всех видов образовательных учреждений: начального, среднего и высшего образования. Сформировался так называемый "образовательный кластер", который дает возможность выпускникам нашего и соседних районов получить образование по востребованным на рынке труда профессиям. И действительно, в Нолинске обучаются молодые люди из Сунского, Немского, Кильмезского, Лебяжского, Уржумского и других районов.
Теперь на повестке дня образовательных учреждений иная задача – подготовить специалистов, которые могли бы конкурировать на современном рынке труда. Ведь не секрет, что зачастую молодого специалиста, пришедшего на первое для него рабочее место, приходится доучивать, а то и переучивать. А знания, которые получил новый работник в образовательном учреждении, оказываются бесполезными.
Вот об этом, о требованиях работодателей в подготовке специалистов в образовательном кластере нашего района шла речь на педсовете-конференции, которая состоялась 20 мая в НТМСХ. В обычном классе техникума механизации собрались работники этого учебного заведения, представители Юго-Восточного образовательного округа и районной администрации, директора школ соседних районов, работодатели. Каждый из них высказался по обсуждаемой проблеме, предложил некую модель обучения современного специалиста.
Основная тема конференции: "Инновационные требования работодателей к разноуровневой подготовке специалистов в образовательном кластере". Конференция прошла в рамках мероприятий, посвященных 80-летнему юбилею техникума.
Участники совещания – администрация, преподаватели НТМСХ, Нолинского филиала ВГСХА, директора школ, представители предприятий-работодателей: ОАО "КЧУС+К", ООО "ЭкоНива-Вятка", ОАО "Ямалгазнефтестрой", областного штаба ССО; директора базовых школ Уржумского, Немского, Кильмезского, Нолинского районов. Почетными гостями конференции стали главы МО Нолинского и Кильмезского районов, начальник управления образования ЮВОО, старший вице-президент Вятской ТПП, директор Перевозского строительного колледжа (Нижегородская область) и ряд выпускников Нолинского техникума, уже имеющих стаж работы.
Цель педсовета: "Выработка требований работодателей к уровню профессиональной подготовки специалистов". Данная повестка стала необходимой в условиях перемен, произошедших во взаимоотношениях между школами, техникумом, Нолинским филиалом ВГСХА и предприятиями-работодателями в условиях создания образовательного кластера. Интерес всех сторон очевиден, поэтому обстановка была рабочая на протяжении почти трех часов.
Открывая заседание, глава Нолинского района Н. Н. Грудцын кратко обрисовал состояние отрасли образования в районе, рассказал о структуре, задачах и планах администрации в этом отношении на ближайшие годы.
Вопрос, интересующий собравшихся, задал старший вице-президент Вятской ТПП Ю. Г. Исупов: "Готовы ли выпускники образовательных учреждений выполнять требования работодателей, и что же хотят получить работодатели?"
Директор техникума В. И. Вахрушев рассказал о пилотном проекте техникума в создании образовательного кластера, разъяснив присутствующим, что совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, входящих в кластер, для подготовки квалифицированных специалистов невозможно без участия работодателей: слишком быстро сегодня развиваются организация производства и сферы услуг, меняется оборудование, механизмы, технологии. А учебным заведениям порой не хватает средств на приобретение и частую смену всего перечисленного.
Чего же хочет работодатель от выпускников профессионального образования? Вот несколько мнений руководителей фирм.
В. В. Марьин, технический директор ООО "ЭкоНива-Вятка":
– Работодатель заинтересован получить грамотного специалиста, с базовыми знаниями, полученными в школе. Выпускник должен уметь думать и уметь работать уже со школы. Задача же техникума – дать азы профессионального мастерства, научить получать знания, развиваться, самосовершенствоваться. Готовый специалист должен схватывать все на лету.
С. И. Кочуров, генеральный директор ОАО "Кирово-Чепецкое управление строительства + К":
– Сотрудничество с Нолинским техникумом длится уже 6 лет, и "КЧУС + К" намерено его продолжать. Это годы плодотворного сотрудничества. И в то же время – толчок к анализу. В СПО необходимо изменить отношение к практике студентов. "КЧУС" настаивает на проведении практик по строительной специальности уже с первого курса, чтобы к окончанию обучения в техникуме выпускник смог получить все дополнительные профессии по профилю. Техник-строитель должен уметь читать чертежи, обладать образным мышлением, иметь четкое представление о сметах, камеральных работах и работах на площадке.
А. Г. Гальвас, директор ООО "Нолинская лесопромышленная компания":
– Часто выпускникам-техникам приходится объяснять основные принципы экономики. Необходимо, чтобы каждый сотрудник организации, рабочий понимал сущность получения прибыли. Должна быть общая и профессиональная подготовка. А еще – умение принимать качественные решения в нашей нестабильной обстановке. Любой работодатель хочет заполучить выпускника, умеющего организовать и себя, и коллектив на работу. Приветствуются следующие качества: активность, энергия, желание работать. И конечно – здоровье. Естественно, многие из перечисленных качеств должны быть заложены еще в школьном возрасте.
Об опыте сотрудничества школы с техникумом рассказал А. Г. Коршунов, директор МОУ СОШ с УИОП пгт. Кильмезь. Андрей Георгиевич представил презентацию деятельности школы в направлении профориентации и выразил слова признательности и благодарности НТМСХ за участие и содействие в номинации школы на получение российских грантов. Среди предложений по организации дальнейшего сотрудничества – организация предпрофильной подготовки учащихся в условиях сетевого дистанционного взаимодействия.
* * *
Что же конкретно предлагает абитуриентам и студентам Нолинский техникум сегодня? О проф-ориентационной работе, организации учебного процесса и стажировок рассказали представители администрации техникума.
Е. В. Пигозина, зам. директора по воспитательной работе, рассказала о взаимодействии техникума со школами в целях выявления профессиональной направленности и информирования учащихся о профессиональной среде. Елена Владимировна презентовала новый подход техникума к данному вопросу: организация знакомства школьников с миром профессий с выездом агитбригады в школы близлежащих районов: мастер-классы по специальностям, работа педагога-психолога по профориентационной диагностике.
Н. В. Клюкин, зам. директора по учебной работе, продемонстрировал изменения в процессе обучения, происходящие в техникуме сегодня. Николай Васильевич отметил, что большинство преподавателей при обучении сегодня используют интерактивные технологии и мультимедийное оборудование, что усиливает наглядность теоретических занятий, а применение интернета в подготовке к занятиям учит студентов самостоятельности, анализу, расширяет кругозор. Новых подходов требует и переход на образовательные стандарты третьего поколения, каждый преподаватель участвует в разработке новых профессиональных модулей и рабочих программ.
А. Л. Машкин, руководитель Ресурсного центра техникума, рассказал о подготовке рабочих кадров в НТМСХ: опорных инновационных площадках для организации практик студентов на базе предприятий – социальных партнеров. Александр Леонидович отметил качество и результативность стажировок в Германии, ОАО "Агрофирма Среднеивкино", ОАО "КЧУС+К", ОАО "Ямалгазнефтестрой", подтвердив необходимость участия работодателей в качественной подготовке специалистов.
Об организации ВПО в Нолинском филиале НТМСХ рассказал А. А. Мясников, директор филиала:
– Преимущества ВПО в Нолинске в том, что высшее образование можно получить здесь с меньшими затратами, чем в Кирове и за пределами области. Филиал заботится о качестве обучения. Преподавателями НФ являются и преподаватели ВГСХА, и преподаватели НТМСХ. Особым моментом в обучении является качество прохождения студентами практик. За годы существования НФ сложились партнерские отношения со многими работодателями. В 2011 году филиал готовится принять студентов и на очное образование. Бакалавр техники и технологии и бакалавр экономики – предложения не только для выпускников техникума, но и для выпускников школ. Сотрудничество расширяется.
Логическим завершением диалога участников конференции стала встреча с выпускниками Мериновым Александром, Белоусовым Александром и Соловьевым Александром. Все они не только окончили техникум, побывали на стажировке в Германии, получили диплом НФ ВГСХА, но и устроили свою профессиональную судьбу. А. А. Меринов сегодня инженер по эксплуатации зарубежной техники в ООО "Пригородное" (Уржумский р-н), А. Ю. Соловьев побывал в Германии шесть раз, последние годы уже в качестве руководящего работника, теперь занимает пост директора ООО "Люксстрой-43" (г. Нолинск). Александр Николаевич Белоусов работает на одном из кировских предприятий, в отделе материально-технического обеспечения. Все ребята с уважением отзываются о положительном опыте, полученном в техникуме и филиале академии, и благодарны им за знания и предоставленные возможности.
Финалом конференции стало выступление А. В. Шершнева, народного учителя России. Директор Перевозского строительного колледжа рассказал об опыте сотрудничества образовательных учреждений с работодателями на примере Нижегородской области и образовательного консорциума, в который вошли ОУ разных регионов России, и НТМСХ в том числе. Итогом педсовета стало вынесение решения о продолжении сотрудничества техникума с образовательными учреждениями и работодателями и принятии требований работодателей к сведению.
Л. Ростова,
С. Ентальцева, И. Суслова.