Финансовая пирамида - финансовая схема, при которой доход держателям долей выплачивается не за счет инвестирования привлеченных средств в производство или рыночные спекуляции, а за счет привлечения все новых инвесторов.
Пирамиды, как правило, создаются путем выпуска ценных бумаг (акций, облигаций, билетов, долговых обязательств или иных их суррогатов) как наиболее удобного и ликвидного инструмента для массового распространения. С помощью недобросовестной рекламы и сарафанного радио финансовая пирамида позиционируется как высокодоходный и надежный проект вложения средств, обладающий солидными гарантиями.
Исчерпав возможности для привлечения новых участников (пайщиков, вкладчиков), финансовая пирамида неизбежно рушится. При этом организаторы схемы присваивают значительную часть денежных средств, а инвесторы, вложившие в нее свои деньги, остаются с ничего не стоящими бумажками на руках и несут всю тяжесть денежных потерь.
На этапе строительства пирамиды ее организаторы редко прямо нарушают законодательство. Как правило, полиция получает легальный повод вмешаться в деятельность финансовых пирамид лишь на той стадии, когда вернуть деньги вкладчиков уже невозможно. Поэтому потенциальному инвестору необходимо уметь самостоятельно определять, в какие финансовые компании стоит вкладывать деньги.
Существует ряд косвенных признаков, по которым несложно определить финансовую пирамиду:
-в рекламе пирамиды гарантируется огромная, неправдоподобная доходность (значительно выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, под которую деньги привлекают банки и крупный бизнес);
-в рекламе создается ореол очень профессиональной финансовой организации, принципов работы которой обывателю все равно не понять - нужно просто доверять создателям;
-организаторы фирмы-пирамиды занимаются в основном продвижением бренда, заботятся о популярности среди населения, о реальных же проектах ничего не сообщается;
-верхушка пирамиды, как правило, анонимна (хотя бывают и исключения, при которых у пирамиды есть первое лицо, призывающее доверять лично ему);
-для участия достаточно минимальной суммы вложения - таким образом компания может охватить максимальную аудиторию, и при развале люди легко смирятся с утратой.
То же можно сказать о банках, привлекающих вклады населения под неожиданно высокие проценты. Как правило, это является признаком готовящегося банкротства и означает, что руководство банков пытается решить личные финансовые проблемы в преддверии банкротства за счет вкладчиков.
Сергей МихалицЫн,
старший оперуполномоченный НЭБ и ПК МО МВД России Нолинский.