Михаил Алексеевич Харин - участник Великой Отечественной войны, пенсионер МВД России, ветеран труда. 30 октября ему исполнится 90 лет. Еще пару лет назад, когда садился за руль, он смотрел на дорогу не взглядом водителя, а глазами автоинспектора.
Родился Михаил Алексеевич в деревне Колоты Унинского района в простой крестьянской семье. Трудовую деятельность начал в юношеские годы: работал в сельском хозяйстве и одновременно учился в школе. Он окончил ее в 1937 году, а через год поступил в Молотовскую школу механизации сельского хозяйства. Завершить обучение юноша не успел, его призвали на службу в армию.
Михаила направили на Дальний Восток. Службу он проходил в должности водителя в составе 77-го отдельного артдивизиона и 427-го артполка одной из стрелковых дивизий. Осенью 1941 года должен был демобилизоваться, но в июне началась война. В августе-сентябре 1945 года принимал участие в войне с милитаристской Японией, за что получил орден Отечественной войны, медаль "За победу над Японией".
После окончания войны в армии задержали еще на два года. После демобилизации в июле 1947 года Михаил Алексеевич продолжил обучение в школе механизации сельского хозяйства, закончил ее с квалификацией механика МТС. Устроился работать водителем в Молотовскую автороту, где отработал четыре года.
В мае 1951 года по решению общего собрания трудового коллектива автороты Михаил Харин поступил на службу в Молотовский райотдел милиции на должность старшего госавтоинспектора ГАИ. Одному пришлось обслуживать семь районов: Уржумский, Нолинский, Кырчанский, Немский, Сунский, Куменский и Татауровский.
Несмотря на преклонный возраст, Михаил Алексеевич великолепный рассказчик. Вот несколько примеров из его службы в те годы.
«Расстояние между дальними районами было приличное. Порой приходилось из Уржума в Кумены добираться с одного ДТП на другое. В милиции тогда не было автотранспорта - только лошади или на попутных перекладных.
Случались и курьезные случаи в работе. Однажды зимой в дежурную часть сообщили, что на трассе Нолинск-Уржум случилась авария. На происшествия с летальным исходом всегда выезжает оперативная группа в полном составе.
В этот раз мы увидели такую картину: стоят разбитые сани, лошадь с ободранными боками бегает по полю, на обочине, в метрах 10 от дороги лежит труп. Водитель, совершивший наезд, скрылся на своей машине. Первым делом мы тщательно осмотрели место происшествия и установили: после столкновения с повозкой автомобиль резко свернул в сторону, из-за чего образовался сугроб. Машина сдала назад и уехала, но на снегу остался отпечаток номерного знака - мы его прочитали. Определили, что машина из соседнего района. Искали ее сутки. Когда нашли, оказалось, что водитель пьян. Кроме того, он категорически отрицал свою причастность к ДТП. При осмотре автомобиля на нем были обнаружены частицы шкуры лошади. В итоге под давлением неопровержимых вещественных доказательств водитель сознался.
Еще один неприятный случай произошел в начале другой зимы. Рано утром поступило сообщение, что между Нолинском и Перевозом грузовая машина сбила женщину. Водитель с места аварии скрылся. На место происшествия выехала опергруппа и начала изучать дорожную обстановку.
К этому времени инспектором ГАИ я проработал не один год и научился "читать" следы: мог почти со стопроцентной уверенностью назвать марку автомобиля, едва посмотрев на отпечаток шин.
В этот раз мои знания очень пригодились. На заднем колесе машины была перемычка из цепи - по этому приметному следу мы и стали двигаться, проследив его от места происшествия до гаража. Автомобиль был установлен. Вызвали водителя. Он был в нетрезвом состоянии. Отпираться не стал, признался практически сразу», - закончил свой рассказ Михаил Алексеевич.
В ГАИ Михаил Харин работал до августа 1969 года. За добросовестный труд в милиции неоднократно поощрялся, награждался медалями. Общий стаж службы капитана - 25 лет.
После выхода в отставку Михаил Алексеевич продолжал трудиться: работал преподавателем в Нолинской автошколе, инспектором отдела кадров в ПМК-8. Он старается почаще навещать коллег в районном отделе внутренних дел, делится воспоминаниями и опытом с молодыми сотрудниками ГИБДД.
- Не надо думать, что работники милиции плохо относились или относятся к водителям, - сказал как-то Михаил Алексеевич. - Это совсем не так. В большинстве своем шоферы - хорошие, ответственные и порядочные люди. Как поется в одной из песен, служба наша "как будто не видна…", но если бы автоинспекции не было, водители сами бы ее придумали - для порядка на дорогах.