26 августа на базе Нолинской начальной школы состоялось традиционное педагогическое совещание. Началось оно с того, что весь зал исполнил Гимн России.
Одним из ярких моментов стало вручение Почетной грамоты Министерства образования Российской Федерации. Глава администрации Нолинского района Н.Г. Малышев вручил эту высокую награду учителю Нолинской городской школы Г.Г. Чулкиной (на фото справа). Почетными грамотами районного уровня были отмечены Н.С. Таширева (на фото слева) и Н.А. Ворсина. После торжественной части началась непосредственно работа совещания.
По состоянию на 1 сентября 2015 года, дошкольные образовательные учреждения - 14 детских садов и 1 дошкольную группу при школе - посещают 1015 детей района. Общее образование получают 1928 обучающихся и воспитанников девяти общеобразовательных организаций, в это число входят две средние, шесть основных общеобразовательных школ, одна специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида.
Образовательная сеть Нолинского района включает в себя две образовательные организации дополнительного образования, которые посещают 725 детей, и одно учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Детский дом для детей школьного возраста), которое с 1 сентября планирует принять 24 ребенка.
Каких показателей достигла система образования района в 2014/2015 учебном году с точки зрения качества, можно судить по результатам государственной итоговой аттестации выпускников
11-х, 9-х классов и впервые проведенной оценки предметных и метапредметных результатов выпуск-ников 4-х классов. В рамках педагогической конференции была нарисована общая картина по итогам работы всех школ района в сравнении со школами Юго-Восточного образовательного округа.
К сожалению, по итогам 2014/2015 учебного года Нолинский район оказался далеко не в лидерах по Юго-Восточному образовательному округу. Во время совещания были озвучены некоторые цифры. Так, к примеру, уровень удовлетворенности качеством образования в нашем районе составляет 89,3%. Конечно, в сравнении с итогами прошлого года прогресс налицо - ранее этот показатель составлял 81,7%. Но лидерами Юго-Восточного образовательного округа по уровню удовлетворенности качеством образования стали г. Вятские Поляны (99%), Вятскополянский (91,7%) и Кильмезский (92,1%) районы.
На вопрос о том, что же конкретно родителей не устраивает в системе образования Нолинского района, респонденты чаще всего отмечали нехватку учителей (особенно отсутствие молодых преподавателей), недостаточный уровень квалификации учителей, низкое качество приготовления пищи в школьной столовой, малочисленность секций и кружков в школе, проведение ремонтных работ в классах за счет родителей, нехватку инвентаря, современного компьютерного и учебного оборудования...
Ни для кого не секрет, что успешность ребенка в школе зависит от того, какое развитие он получил в раннем детстве. На сегодня охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием в районе составляет 84% от всех детей этого возраста. Очередность детей, нуждающихся в местах в детском саду, в возрасте от 3 до 7 лет отсутствует, очередь детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляет 91 человек.
Педагоги дошкольных образовательных организаций решают задачу перехода на федеральные государтсвенные образовательные стандарты дошкольного образования. Новый детский сад, построенный в 2013 году, является базовой площадкой для методической поддержки введения этих ФГОС в ЮВОО, а также консультационным центром для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям.
Учащиеся 1-4-х классов в течение четырёх лет осваивали основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с новыми стандартами. И на педагогическом совещании говорили именно об итогах реализации проекта по введению ФГОС НОО и о планах по продолжению его внедрения.
В 2015/2016 учебном году в пятых классах преподавание в рамках нового стандарта начнут 10 учителей математики, 12 - русского языка, 12 - иностранного языка, 8 - истории и обществознания, 9 - географии, 9 - биологии, 10 - технологии, 9 - физической культуры, 8 - ИЗО, 8- музыки. В общей сложности, 75 учителей.
Педагоги основного звена освоили и активно используют в своей деятельности различные технологии: проектную и исследовательскую деятельность (МКОУ ООШ с. Зыково), информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологии, проблемное обучение (МКОУ ООШ п. Медведок), метод проектов, ролевые игры, метод решения исследовательских и практических задач (МКОУ СОШ с УИОП г. Нолинска)….
Безусловно, каждой образовательной организации предстоит работа по анализу полученных результатов за год, результатов государственной итоговой аттестации выпускников, итогов регионального мониторинга оценки качества начального образования. Будут выявлены причины низкой обученности учащихся, уделено внимание повышению качественной успеваемости, созданы условия для инклюзивного образования в целях ликвидации неуспеваемости.
В течение четырёх лет учителя начальных классов напряжённо работали, прежде всего, над собой, чтобы понять, принять и внедрить требования стандарта начального образования. В рамках педагогического совещания и проведенных мастер-классов они поделились частичкой своего опыта. И есть уверенность, что этот опыт пригодится и молодым педагогам, и тем, кто уже долгие годы работает в системе образования и передает знания детям.
Наталия СУНЦОВА,
наш корр.