Для нас, жителей района, снова приятная новость. Николай Иванович Романов, бывший директор совхоза Ереминский, издал книгу У светлой реки Сургут. Эпиграфом к книге являются слова древнего философа Цицерона: Не знать, что было до того, как ты родился, значит навсегда остаться неразвитым ребенком.
Для меня, как библиографа, знакомство с книгой началось с общего осмотра: какое оформление, есть ли выходные библиографические данные, по которым сразу же можно понять, о чем эта книга, какой материал использовал автор. И очень похвально, что автор использовал большой объем вспомогательной информации: карты, схемы, а главное - уникальные фотографии того времени. Материал в книге расположен в хронологической последовательности. Всего 6 глав, каждая снабжена эпиграфом.
Так где же эта светлая речка, с таким удивительным объемным и загадочным названием Сургут?
Автор пишет: Тихая, небольшая река Сургут берет начало в елово-пихтовом лесном массиве в семи километрах юго-восточнее села Верхоишеть и протекает по суженным участкам долины. С правой стороны в реку впадают две небольшие речки. Берега реки местами крутые, обрывистые, заросшие мелким кустарником ольхи и ивы, из которых бьют ключи. Вода в реке светлая, прозрачная, летом довольно-таки холодная. В Сургуте водится мелкая рыба: пескарь, елец. Раньше, по рассказам местных старожилов, в ней водились раки. Длина реки 11 километров, с правой стороны впадает в реку Лудяна.
О том, как постепенно заселялись земли по реке Сургут, автор подробно описывает в книге. В 17-18-м веках по обеим сторонам реки появляются первые поселения удмуртов. Они и дали реке это название - Сургут, в переводе пиво-муха. В книге есть и таблица, где помечено количество хозяйств в поселениях по реке Сургут (данные переписи населения 1926 года). В 10 деревнях (Вороны, Петрованки, Давыденки, Пахтусы, Баленки, Романы, Зяблово, Марченки, Лысково, Липино, Зыково) находилось 210 хозяйств, в которых проживало 1110 человек.
Какие же существенные перемены происходили в истории деревень, Н. И. Романов рассказывает на страницах своей книги. В деревне Романы жили его прадед, дед, родители, братья и сестры. Здесь же прошли детство и юношеские годы Николая Ивановича.
Автор пишет: Большой устойчивости починок Романовский достиг к 90 годам 19 века. Согласно подворной описи 1887 года в нем находилось 10 дворов, в которых проживало 75 человек, среди них 7 человек грамотных. В крестьянских хозяйствах имелось 15 лошадей, 15 коров, а также свиньи, овцы и куры. На один двор приходилось по 22 десятины земли, в том числе 17 десятин пашни. Пахотные наделы изменялись от количества душ в семье.
Недостаток сенокосов и пастбищ в хозяйствах сдерживал развитие животноводства и, следовательно, сужал возможность для унавоживания суглинистых, с невысоким содержанием гумуса почв. Трехполку крестьяне считали едва ли не вечным небесным даром. В трехполке вся посевная площадь находилась в обработке. И как показало время, крестьяне неохотно шли на внедрение нового, передового в своих наделах.
В начале 40-х годов 20-го века коммунистическая партия и правительство страны стали активно проводить политику по переустройству сельского хозяйства. С 1930 года началась коллективизация. После долгих бесед крестьяне всех 12 хозяйств в ноябре 1932 года образовали колхоз и назвали его Романовский. Председателем колхоза на общем собрании колхозники избрали своего односельчанина Михаила Кузьмича Романова, - пишет Н. И. Романов.
Ни состоявшийся в феврале 1935 года 2-й съезд колхозников-ударников, который принес примерный устав сельхозартели, ни последующее постановление не изменили в лучшую сторону жизнь трудового крестьянства. Бывало, - пишет автор, что весь годовой заработок зерна семья привозила на телеге. Но несмотря на то, что все, кажется, сводилось к выживанию, среди крестьян того времени находились такие, которых смело можно было назвать самородками. Таков, например, был Яков Ефимович Дружинин из починка Зяблово. В своем огороде имел небольшую кузницу, провел домашний телефон, изобрел прибор, который определял готовность хлеба в печке.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов оторвала людей от мирного труда, на фронт были мобилизованы десятки мужчин из деревень по реке Сургут. Николай Иванович пишет: Некоторые из них в составе 170-й, 174-й, 185-й, 363-й и других дивизий принимали участие в боях на западном направлении в районах Полоцка, Невеля, Великих Лук. Бойцы 355-й стрелковой дивизии показывали образцы героизма. За годы войны из поселений Зыковского сельского совета ушли на фронт около 500 человек, из них вернулись в свой родной дом 267 человек.
После войны началось восстановление сельского хозяйства. На общем собрании колхозников было решено построить на реке Сургут пруд, на нем водяную мельницу для размола зерна на муку для колхозного и личного скота, молотильный ток. Мастерство местных умельцев подтверждает построенная маслобойка, где добывали льняное масло. В 1949 году на реке Лудяна возле села Зыково началось строительство Липинской ГЭС с участием местных жителей. В январе 1951 года Липинская ГЭС была пущена в эксплуатацию.
Николай Иванович пишет: Поистине народная стройка увенчалась успехом. Электрический свет загорелся в 3-х деревнях в 1953 году. Ушло в прошлое освещение изб лучиной и керосиновыми лампами. В деревне Романы с появлением электричества жители стали приобретать радиоприемники. Так для крестьян началась новая эпоха, которая ознаменовалась появлением новой техники.
Первые МТС в районе были созданы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ в Нолинске, Кырчанах, Татаурово и Шварихе. В 1956 году Шварихинская МТС обслуживала 8 колхозов, где находилось 19 000 га пашни. На колхозных полях работало 83 трактора. На одной из фотографий, помещенных в книге, мой папа Яков Иванович Комков на колесном тракторе ХТЗ. Это он, первый тракторист в районе, после окончания курсов трактористов в школе механиков (бывшее СПТУ), обрабатывал поля во многих колхозах района. Трактора и трактористы были работягами-трудягами, выковывая в себе старание, любовь к технике, ответственность за порученное дело.
Непродуманные решения правительства, пренебрежительное отношение к сельским труженикам привели к гибели тысяч сел и деревень в нашей стране. Хотя ни беда, ни тяжелый труд, ни даже война не сломили духа крестьянства. К концу 70-х годов от истока реки Сургут до села Зыково не осталось ни одной деревни, где бы жили люди. В 1961 году деревню покинула и семья Романовых. Такова печальная история и судьба многих деревень, где проживали интересные и трудолюбивые люди, - пишет Романов в заключении.
Книга прочитана, но так тяжело на душе. Никакого просвета, ни одного светлого лучика в жизни деревень. Спасибо Николаю Ивановичу, знатоку деревенской жизни, за обстоятельный анализ каждого периода многострадальной жизни крестьянства. И я думаю, что читатели книги У светлой реки Сургут откликнутся на самый важный для всех нас вопрос: Каковы же основные причины развала сельскохозяйственного производства, и что надо делать? Тем более что село должно кормить население нашей страны, обеспечивать продовольственную безопасность и, самое главное, как я считаю, быть хранителем нравственности, духовности, народных традиций и культуры нашего народа.
Книга закрыта. А на ее обложке - красавица Зыковская церковь. Этот величественный храм - Троицкая церковь, построенная в 1903 году на средства прихожан, открыла двери для богослужений. В ее приход входило 25 поселений, в том числе 10 расположенных по реке Сургут. Эта церковь и по сей день излучает добрую энергетику на всю округу, внушает чувство глубокого уважения, благоговения и способствует сохранению духовности и нравственности. Не зря моя бабушка говорила: Не будет церкви, и все рухнет. Церковь - это место, где принято думать о вечном. Для истинного верующего храм может все - утешить в горе, поддержать в трудную минуту, подсказать ответ на вопрос, на который человек сам не может найти ответа. Не разрушили Зыковскую церковь, будет вечно жить село. И я считаю, что это заслуга жителей Зыковского прихода.
Книгу Н. И. Романова У светлой реки Сургут можно найти в музее истории и краеведения города Нолинска. А мне хочется, чтоб ее приобрели жители тех мест, теперь уже Шварихинского поселения, и передавали бы ее своим детям и внукам как духовное наследство. Автор заканчивает книгу стихотворением А. Ратканова, где есть такие слова:
...Ты прости, дорогая река,
Что пустуют твои берега
Без людей. И лишь ивы одни
Грустно-грустно плачут все дни.
В том, наверно, моя есть вина,
И мне горько не от вина.
Давайте, уважаемые читатели, задумаемся над этими мудрыми словами.
Лидия КОЗЛОВА,
г. Нолинск.
Комментариев: 1 RSS
1 Комментатор 30 18-11-2015 04:14
Николай Иванович Романов хотел бы узнать побольше о деревни Романы, т.к Мой отец родом и этой деревни
Насколько я понял до 1961г вы проживали в этой деревни может вы и знали моего отца или деда,бабушку они проживали примерно тоже до этого времени
Отец Романов Николай Дмитриевич 17.12.1940г.р
Дед Романов Дмитрий
Бабушка Романова Евдокия Минеевна 1903г.р
Заранее спасибо +7 902 8757222, (343)2686877
2686877@mail.ru