Прошел два океана и семь морей
Район, Праздники и Даты, ОбществоКомментарии: 0
В 1967 году сразу пятеро новобранцев из нашего района попали на эсминец "Возбужденный" военно-морской флотилии Тихоокеанского флота. Среди них был уроженец деревни Леньки Нолинского района Геннадий Максимов.
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ ДОМА И НА ФЛОТЕ
- У родителей нас было шестеро, я - третий ребенок, - рассказывает Геннадий Васильевич. - Отец пришел с войны без правой руки, работал почтальоном. Да и всю домашнюю работу умудрялся делать, даже строился. Мать на ферме работала. Так что и мне был прямой путь в совхоз, тогда возглавлял его директор Буров, которого позже сменил на этом посту Дзеранов. Совхоз был крепкий, прибыльный. После школы я поступил в СПТУ, выучился на тракториста и шофера. До армии работал в Нолинском совхозе механизатором: пахал, сеял, косил - в общем, выполнял весь цикл полеводческих работ.
Пришла пора парню служить. Справили проводы, повезли на сборный пункт в Котельнич.
- Был осенний призыв. Нас тогда набралось 30 человек в одной казарме, - вспоминает Максимов. - Как мне сказали, меня должены были зачислить в автобат. Но приехали два моряка, им нужно было сразу тридцать парней на корабль, поэтому нас всех скопом и забрали. Из нашего района было пятеро: кроме меня еще - Владимир Попов, Леонид Мошкин из Рябиновщины, Владимир Дровосеков (сейчас в Крыму живет), Вячеслав Медведев из Медведка. Повезли на поезде во Владивосток. "Транссиб" идет через Новосибирск, мы ехали на поезде Москва-Абакан с пересадкой в Новосибирске, где спали прямо на полу в зале ожидания вокзала. На девятый день, наконец-то, до места доехали. Так мне эта дорога тогда надоела, что потом ни за что на поезде не ездил, только самолетом! Конечно, по дороге в окно поезда интересно было смотреть (природа меняется, города большие видели), но у нас все равно лучше.
Наши парни попали служить на эсминец "Возбужденный". Его характеристики: 1957 года выпуска, 175 м в длину и 24 м в ширину, скорость - 40 узлов (примерно 80 км в час). Боеспособный военный корабль с нагрузкой ракетами, торпедами, глубоководными минами, снарядами из пушки и современной системой слежения "тепловой след" - все это серьезное вооружение, способное поражать цели в виде кораблей, подводных лодок и самолетов на расстоянии до 6 километров! Этот эсминец обслуживало 250 человек: 50 офицеров и 200 матросов.
- Отношения в команде на корабле были как в одной большой семье! Жили всем отделением в одном кубрике: здесь и ели, и спали, и разговоры вели. В три ряда подвесные кровати на день поднимались и складывались к стенам, закрепленные цепочками столы и сиденья (от бортовой качки) служили нам во время приема пищи и написания писем - такое крепкое на двадцати метрах размещенное армейское братство, - с повлажневшими глазами говорит Геннадий Васильевич.
ПО МОРЯМ И ОКЕАНАМ
До армии Г.В. Максимов моря, а тем более океана, никогда не видел. А на службе в течение трех лет редко ступал на сушу - ходил на корабле в рейды по морям и океанам с важной задачей охраны водных рубежей СССР, участвовал в учебных стрельбах, в дальних походах. Первый поход запомнился четче - по Японскому морю за Курильские острова. Затем было множество других походов, в которых он нес службу машинистом-турбинистом, обеспечивая работу машинного отделения. За прилежание и дисциплинированность Геннадия назначили командиром отделения. Под его началом было 12 человек, за службу и поведение которых ему приходилось отвечать.
- Самое грозное наказание - месяц без берега, - с улыбкой вспоминает Геннадий Васильевич. - Мои подчиненные, поначалу бывало, попадутся патрулю подвыпившими при выходе на берег, а отвечать за это приходится мне и их товарищам. Не отпустят на берег в увольнительную, так мы за это сто раз провинившихся отругаем. И правильно - должна быть дисциплина, без этого в армии никак - это все быстро поняли. При прохождении экватора на корабле сделали бассейн из запасенных на берегу досок и "крестили" новобранцев соленой водой. Нептуна изображал наш корабельный медик: более двух метров ростом, косая сажень в плечах, кулак с два обычных. А, случалось операцию делать, так шовчик маленький и аккуратный сделает, лучше женщины. Многих ребят этот врач спас от болезней в походах в открытом море.
Были и настоящие испытания на счету эсминца и его команды. Как-то в океан упал зонд наших военных. Парашют утащил его дальше от советских кораблей. Тогда к нему направились суда разных других стран.
- Мы всего этого не знали, - вспоминает тот случай Геннадий Васильевич. - Только поступила команда: "Полный вперед!" Ох, тогда и запарка была! Кто кого! Все, что могли, из двигателей выжали, но подошли к зонду первыми. Специальными устройствами зацепили его, подняли и передали подошедшему гидрографическому судну. За слаженную работу получили благодарность от командования.
В виде развлечения на корабле - рыбная ловля. Как-то поймали даже акулу на сувениры (зубы на амулеты, а из хребта нож или трость делали).
КУРС - В АДЕНСКИЙ ЗАЛИВ
Послевоенное переустройство мира принесло некоторое затишье в международные отношения, но к середине шестидесятых годов, когда к власти во многих странах пришло следующее поколение, желающее "поиграть в солдатиков", вновь зазвучали боевые горны. Военные конфликты все чаще возникали на Ближнем Востоке. Особенно острая ситуация складывалась в Аденском заливе. Эсминец "Возбужденный" был направлен в этот район.
- Наш маршрут следования включал более 23 тысяч миль, огибая страны: Корею, Китай, Таиланд, Индию и множество островов, - вспоминает бывший моряк. - Пиратов гоняли по пути, у них база была на острове Сокотра. Мы сходили на берег в г. Бербера Йеменской республики и в г. Аден. Выходили в город в магазины. Там местное население очень доброжелательно относилось к русским, многие неплохо знали наш язык, любили фотографироваться с нами. Мы одевались достаточно нарядно: южная форма одежды включала рубашку и шорты песчаного цвета и берет. В Бербере СССР построил новый современный порт, так там на бездействующих кранах поселились аисты, потому что из-за перенаселения рабочая сила стоила дешево, грузили корабли вручную.
НЕ ОБОШЛОСЬ И БЕЗ ПРОВОКАЦИЙ
- Над нашим кораблем ежедневно пролетали и вели фотосъемку американские самолеты и вертолеты, - рассказывает Геннадий Васильевич.- Подлетали так близко, что лица пилотов были видны. Они нас фотографировали, а мы - их. А надоест - наведем на них пушку, так они быстро меняли позицию - боялись.
НАШЕЛ СВОЮ СУДЬБУ НА СУШЕ
Отслужив положенные три года, Г.В. Максимов вернулся домой. Конечно, с флота его отпускать не хотели, даже торжественно отметили его двадцатилетие с вручением Благодарности и занесением его фото на фоне Знамени на стенд с лучшими моряками корабля. Но сердцу не прикажешь - хотелось домой, и, к тому же, нужно было материально помогать родителям и младшим сестрам-братьям. Они переехали в д. Малыши, где колхоз помог им построить новый дом, который стоит там и поныне.
Геннадий устроился в сельхозтехнику, женился. Нужна была квартира. Ради этого перешел на Нолинский ремзавод, но жилья не получил. Рассчитался и ушел в колхоз им. Кирова на легковую машину, возил председателя. Жена Валентина Яковлевна была дояркой на ферме. Колхоз дал им новое жилье в д. Чащино, здесь супруги живут по сей день. В этом доме выросли три их дочки.
- Мы заехали на нашу улицу Молодежную первыми, - вспоминают Максимовы. - Вокруг было голое поле. Даже по воду ходили на соседнюю улицу. Постепенно построились соседние дома, провели воду, сделали дорогу. Мы держали много скота: двух коров, телят, попросят, гусей, уток, кур - в колхозе давали зерно и сено, а ухаживали сами. Делили все заботы пополам, старались жить дружно. Дети нас тоже радовали. Выросли, получили образование и вылетели из родительского гнезда. Старшая Людмила живет в Унях, воспитывает троих детей. Средняя Татьяна работает в Нолинской речевой школе, у нее двое детей. Младшая Надежда проживает с семьей неподалеку - в п. Лопьял, воспитывает двух дочек. Так что мы богатые - семеро внуков! Живем теперь для себя, из четвероногих только три собаки и кошка, но подводит здоровье. Болят суставы, особенно ноги. Но супруги держат в образцовом состоянии дом и огород, ездят в лес по грибы-ягоды, иногда на рыбалку или в гости к внукам. Геннадий Васильевич часто что-нибудь мастерит по хозяйству, Валентина Яковлевна хлопочет на кухне или вышивает картины, очень красиво! Вокруг - дома и во дворе - цветы! Видно, что хозяева любят и заботятся о своем подворье.
ЖАЛЬ БОЕВОГО ДРУГА
Ежегодно в последнее воскресенье июля нолинчане, служившие на флоте, встречаются в центре города, чтобы вспомнить молодые годы, узнать о судьбе однополчан и кораблей, на которых служили.
Нерадостные вести об эсминце, на котором прошли срочную службу сразу пять наших земляков, узнали они при очередной встрече. "Возбужденный" нес вахту в Индийском океане до 1990 года. В печально известную перестройку, когда была почти уничтожена армия России и подорвана обороноспособность страны, эсминец в числе множества боевых кораблей был расформирован. А в 1990 году его отдали под мишень для стрельб с армейских кораблей. Эсминец расстреляли, и он затонул у берегов Камчатки, найдя здесь последнее пристанище.
- На нашем корабле было 16 отсеков, - вспоминает со слезами на глазах Г.В. Максимов. - Плавучесть судна была отменная - он сохранял вертикальное положение, пока были целы переборки хотя бы в трех отсеках! И если он затонул, значит, по нему стреляли не только торпедами или снарядами, а, возможно, ракетами. Нам, всем, кто на нем служил, очень жаль нашего боевого друга… Он этого не заслужил.
Перебирая армейские фотографии, бывший моряк улыбается, рассматривая молодые лица сослуживцев, и с нетерпением ждет Дня Военно-морского флота, чтобы поздравить их с праздником. Мы также присоединяемся к этим поздравлениям и желаем здоровья, бодрости и хороших новостей!
Фото из архива Г. Максимова.