Новое на наших страницах

От хорошего зерна и урожай хороший

Последствия холодного и дождливого лета аграрии Нолинского района будут пожинать до следующего года.

У тружеников сельского хозяйства горячая пора начинается ранней весной. Но вот уже почти год как погода "радует" нас своими сюрпризами. Началось все прошлой осенью, когда поля, засеянные озимой рожью, покрыла корка ледяного дождя. В СПК (племколхозе) "Шварихинский" в такой ситуации оказались несколько сотен гектаров озимых. Часть посевов удалось спасти: ледяной наст ломали тракторами. Но основной объем всходов пострадал. И, соответственно, это сказалось на урожайности.

4 сентября мы побывали в поле. Александр Леонидович Чайников, руководитель СПК (племколхоза) "Шварихинский", показал нам, как убирают ячмень.

- Нынче мы посеяли элитный сорт этих зерновых, да еще и внесли удобрения. Потому и урожай хороший. С каждого гектара получаем около 30 центнеров зерна. А несколькими днями ранее убирали рожь. На ржи такого не будет. Ожидаем ее урожайность на уровне 13 центнеров. И это в лучшем случае.

На уборке ячменя заняты три комбайна. За рулем "Нивы" - Александр Николаевич Постников. В "Шварихинском" он трудится с апреля 1974 года, а с 1978-го является комбайнером. В бункер "Нивы" входит около 16 центнеров зерна. В день нашего приезда смена была в разгаре. А.Н. Постников приводил в порядок свой комбайн: поломка маленькой детали не позволяла продолжить сбор урожая.

- За день я уже собрал пять бункеров зерна, - рассказал Александр Николаевич. - Сейчас подремонтирую технику и продолжу уборочную. Думаю, что успею еще тонн восемь ячменя собрать….

На этом же поле трудится Александр Николаевич Дурсин.

- Я уже лет шесть управляю комбайном "Acros 580", - рассказывает он. - До этого работал на "Ниве". Разница - как между небом и землей. Сейчас работаю в комфорте. Радует и урожайность. В бункер моего комбайна входит 60 центнеров зерна. Набираю его минут за 20-30. За сегодняшнюю смену успею несколько десятков тонн намолотить….

В планах хозяйства за три дня завершить уборку ячменя, а следом приступить к полям, засеянным овсом. Кстати, тимофеевка и овсянница уже убраны, и урожайность по ним вполне удовлетворительная.

Как нам рассказал А.Л. Чайников, в этом году зерносмесь на фураж дала хороший видовой урожай. Но, к сожалению, по погодным условиям пшеница вызревать не успевает, поэтому ее планируют заложить в траншеи. Однако это тоже хорошо: питательность такого корма очень высокая.

- В целом план по силосованию мы выполнили на 100%, а вот по сену - лишь на 40%, - говорит Александр Леонидович. - Заменить в рационе КРС сено мы планируем овсяной соломой, которую спрессуем после уборки. Это тоже хороший вариант.

Как сказал Александр Леонидович, план по заготовке кормов в этом году был значительно увеличен - процентов на 25-30 в сравнении с прошлым годом. Причина тому - изменение в способах содержания животных. Так, следующей весной дойное стадо уже не будут отправлять на выгон.

- Хорошо известно, что из-за перегона животных на один километр корова теряет один литр молока. При численности стада около 360 коров потери составляют до 750 литров в сутки. А это наши прямые потери: мы недополучаем доход (порядка 16000 рублей) от сдачи молока.

Сельское хозяйство во многом зависит от погодных условий. Практика показывает, что главная часть мероприятий - массовая зерноуборочная страда - в предыдущие годы, в основном, завершалась к концу августа. Однако нынче цикл работы аграриев сместился практически на месяц. И работники сельхозпредприятий района надеются, что ход сбора зерна не усложнят проливные дожди.

- Но мы не уповаем только на погоду, - завершая разговор, сказал А.Л. Чайников. - Если работать хорошо, то все получится. Для того, чтобы качество уборки зерновых росло, мы планируем уже этой зимой значительно обновить технопарк: сейчас рассматриваем возможность приобретения комбайна "Acros 580".

В подарок - книга

Августовский этап нашей годовой акции "Вместе с СН", который нам помогли провести региональное отделение политической партии «Единая Россия» и издательский дом «Крепостновъ», порадовал замечательными работами.

На фотографиях наших читателей были представлены самые разные лечебные травы, растущие в Нолинском районе. Лучшим снимком признана композиция, представленная Г.А. Шешеговой, воспитателем детского сада №1 "Солнышко". Мы встретились с Галиной Андреевной и вручили ей приз - замечательную книгу "Старая Вятка на почтовой открытке - взгляд через столетие", изданную в ИД «Крепостновъ». Галина Андреевна - человек творческий. Она нам рассказала, что работает воспитателем уже 45 лет, начав трудиться сразу после окончания школы. Любовь к природе ей привили родители, и своим воспитанникам она старается передать уважение ко всему живому.

- Фотографией я увлекаюсь со школы, - рассказал Г.А. Шешегова. - И с фотоаппаратом не расстаюсь никогда. В работе это очень помогает. Когда готовлю занятия для моих воспитанников, всегда показываю снимки, сделанные в наших лесах, полях, на реке или в городе. Дети должны видеть, что красота - рядом.

А теперь следующее задание. Предлагаем участникам нашей акции написать стихотворение, посвященное красоте природы Нолинского района. Работы вы можете присылать до 20 октября на нашу электронную почту selnov43@bk.ru, а также размещать в социальной сети "ВК" с хэштегом #вместесСН.

Редакция «СН».

Счастье в воздухе не вьется...

Алина стояла против своего горящего дома, держа за руку маленькую дочку, плакала навзрыд, видя, как языки пламени уничтожают ее уютно устроенную гостиную, спальню, детскую, кухню... Как горят дворы, мычит корова с теленком, непонимающие, что происходит, как визжат сгорающие живьем поросята, которых не смогли вытащить из пламени, как трещит мебель в складе, распространяя в воздухе запах сгоревшего лака и краски.[...Далее...]

О сроках перечисления средств МСК

С 2007 года в России начала действовать федеральная программа поддержки семей с детьми, связанная с выдачей материнских (семейных) сертификатов. За 11 с половиной лет в Нолинском районе обладателями этого документа стали более 1200 семей.[...Далее...]

"Спортивная Вятка": реализация проекта в Нолинске

Реализация губернаторской программы "Спортивная Вятка" дает новый импульс развитию детско-юношеского спорта в нашей области. [...Далее...]

«Шар голубой» с друзьями не прощается

В августе в Нолинске прошел ставший уже традиционным фестиваль-конкурс актерской песни имени Бориса Чиркова "Шар голубой". [...Далее...]

12 сентября пройдёт проверка системы оповещения

Во вторник, 12 сентября, в Кировской области будет проводиться плановая проверка региональной системы оповещения населения.

Проверка будет заключаться в запуске электросирен, передаче информационного сообщения по уличным громкоговорителям, по каналам вещания радиостанций и телевизионным каналам.

Администрация Правительства области просит граждан соблюдать спокойствие и порядок при проведении проверки.

Приём заявок на участие в аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

В целях исполнения поручения врио Губернатора Кировской области Игоря Васильева по созданию прозрачной и эффективно действующей системы предоставления лесных ресурсов, региональное министерство лесного хозяйства продолжает проведение аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для субъектов малого и среднего предпринимательства.[...Далее...]

Контроль и порядок. Правила жизни и работы зампреда Дмитрия Курдюмова

Дмитрия Курдюмова в Кировской области знают, прежде всего, как медика, общественного деятеля, а в последний год - и как исполняющего обязанности заместителя председателя правительства Кировской области.[...Далее...]

Сельская новь

       Газета Нолинского района (12+)

Издается с 12 июля 1929 года

 

Президент России

Вам предлагают работу

Солдаты-нолинчане на целине

Рубрика: Новости -> Город -> Район -> Письма в редакцию -> С Днем Победы!
Понедельник, 18 апреля 2016 г.
Просмотров: 1106
Подписаться на комментарии по RSS

Осенью 1965 года по направлению Нолинского райвоенкомата группа ребят призывного возраста приступила к занятиям по устройству автомобиля. В их числе был и я. Занятия вели опытные преподаватели: Л.Д. Кассихин, М.Т. Матушкин, А.В. Стяжкин. Уроки вождения проходили на вездеходе "ГАЗ-63" с Ронжиным Михаилом Михайловичем. Из 30 человек группы были и нолинчане: В. Трушков, П. Матушкин, В. Решетников, В. Елькин, В. Рудин.

После успешной сдачи экзаменов в первой половине февраля 1966 года некоторые парни устроились работать шоферами на предприятия и в хозяйства района.

А весной был спецнабор водителей в армию. Из Нолинской автоколонны нас было трое: К. Боков, А. Потапов и я, В. Рудин. Директор автоколонны Марышев собрал коллектив водителей-ветеранов. Он дал будущим солдатам напутствие. Профком вручил каждому солдату подарок - пластмассовый бритвенный прибор, который у меня до сих пор хранится.

В день отправки у военкомата собралось много провожающих, гармошка играет, песни-пляски, ну и слезы родных. Посадили нас в старенький автобус на базе "ГАЗ-51" и повезли в Киров.

Выехали за город. У крутого поворота остановились, вывели нас из автобуса и стали проверять вещмешки на наличие спиртного. У кого нашли - конфисковали. У Кости Бокова была банка компота с заводской наклейкой, и крышка закатана, ее оставили. А потом выяснилось, что сестра Кости Шура Саламатина пару бутылок водки вылила в банку и новой крышкой закатала. Сидя на нарах в Котельниче, мы этот компот оприходовали с огромным уважением и благодарностью к Шуре.

Далее из новобранцев набрали команду и повезли в Свердловск. Из Нолинска в ней были: К. Боков, Т. Потапов, Г. Караваев, Н. Конаков, В. Решетников и я. Скорняков и сейчас живет в Медведке. Остальные ребята были из других районов.

Далее Свердловск, Верхняя Пышма. Принятие присяги, получение автомобилей, отработка вождения на танкодроме, марш-броски по области. Жили в палатках. Потом поступил приказ от министра обороны. Он был доведен до личного состава на торжественном построении, поставлены цели и задачи.

Погрузили технику на платформу, закрепили, так как путь был неблизкий. А личный состав ехал в грузовых вагонах (как бойцы с войны в 1945 году). Трое суток в пути, сухой паек. А как эшелон останавливался на станции, мы бежали к киоскам за едой или с котелком-фляжкой - воды набрать. В вагоне из досок были сколочены нары, так что спали, кто на шинели, кто на бушлате. Эшелон шел на восток, проезжали Курган, Петропавловск...

В Красноармейске разгрузили с состава технику, и батальон был рассредоточен по районам Кокчетавской области. Каждой роте и взводу доводилось задание по вывозу урожая.

Перед нами раскинулись бескрайние просторы Казахстанских степей с множеством озер и солончаков. На отведенной территории администрацией хозяйства устанавливались палатки для личного состава и для хозяйственных нужд. Установили походную кухню - прицепы с котлами для варки каши и чая.

Утром - подъем в 6 часов, небольшая зарядка, приведение себя в порядок, проверка технического состояния автомобиля, заправка ГСМ. К тому времени уже завтрак в походной кухне готов. В котелки получаем свою порцию супа, в крышку - кашу, достаем из-за голенища кирзового сапога ложку и завтракаем. После завтрака колонна двигается на полевой стан, где под открытым небом лежали огромные вороха зерна. Вот это зерно и надо было как можно быстрее свозить на элеватор, где его подрабатывали. На элеваторе молодежь, в основном, студенты, ворошили зерно при помощи лопат и механических транспортеров.

Элеваторы находились у железных дорог, так что с полевых станов до них было больше 100 км. Дороги были, в основном, степные, грунтовые. После прохождения автомобиля поднималось облако пыли, а колонны машин двигались в обе стороны. Приходилось быть очень внимательным, чтобы не столкнуться со встречным автомобилем. В кабине жарко, к концу дня гимнастерка от пота и пыли становится грубой, хоть каждый день стирай.

А по степи комбайны шли друг за другом, как по морю корабли.

Кто работал по двое на машине, те через день в рейсе, другой день - на кухне или в карауле. А тот, кто на гражданке работал шофером, то был каждый день в рейсе, а в наряды не ходил.

Каждые 10 дней подводили итоги по перевезенному количеству тонно-километров. Вручали лучшим красные флажки, похвальные грамоты от имени комсомола.

Наступил октябрь. В палатках стало холодновато. Спали иногда в шинели, закрываясь бушлатом, или наоборот. В степи ходили в бригадные бани. Для их обогрева на улице стоял тракторный насос высокого давления, качал солярку под большим давлением. По трубе солярка поступала внутрь бани, через форсунку впрыскивалась в топку котла, от него грелась вода. Стоял страшный запах солярки, но помыться было можно. Белье свое стирали сами, в ведрах. А когда стало холодно, новые белые байковые портянки мы стали носить вместо шарфиков - тепло и модно.

С наступлением осени вся летняя пыль превратилась в грязь, машины тонули в грязи. Буксовали, друг друга вытаскивали. Когда дороги стали обледеневать, по ним стало опасно ездить. При встречном разъезде машину тащило в кювет…... Так что целина научила нас многому, появился опыт вождения в сложных дорожных условиях. Мы возмужали, закалились, у нас появились взаимовыручка, солдатская дружба.

В. Рудин

В ноябре, передав автомобили в народное хозяйство, личный состав 805АОБ уже без машин был отправлен эшелоном в Свердловскую область на станцию Егоршино. Там на торжественном построении были подведены итоги работы батальона на уборке урожая 1966 года в Кокчетавской области. По итогам работы лучшие водители, перевозившие самое большое количество тоннокилометров, были награждены медалями, значками "Отличник уборки урожая 1966 года", денежными премиями. Нолинские водители тоже были отмечены в числе лучших.

Далее ОАБ был расформирован, и личный состав был направлен для дальнейшего прохождения службы. Александр Леонидович Скорняков, Константин Афанасьевич Боков, Анатолий Витальевич Потапов, Владимир Иванович Решетников, Николай Алексеевич Конаков, Геннадий Караваев и я, Валентин Николаевич Рудин, были направлены на Украину в г. Белая Церковь. Далее я был направлен в учебку в г. Могилев (Белоруссия). После этого в 1967 году меня снова послали на Украину, в Винницу, потом в Полтаву, дальше - в авиационный полк города Прилуки Черниговской области, где я и служил до конца 1968 года.

После демобилизации, честно отдав свой долг Родине, ребята вернулись в Нолинск. Павел Матушкин служил в погранвойсках, а Т.Потапов, К. Боков, В. Решетников, Н. Конаков, Г. Караваев, Скорняков и я - в авиации на Украине. Устроились работать на предприятиях района. На Новый 1969 год в Нолинске открылся новый Дом культуры, и на эту знаменательную дату отдел культуры получил новый голубой микроавтобус на базе автомобиля "УАЗ-452", на который я и пришел работать. В те годы в Дом культуры ходило много молодежи. Народным хором командовал Н.П. Жуйков, так что Т. Потапов, П. Матушкин и я были участниками городского хора.

Наш хор выезжал с выступлениями не только по району, но и в другие районы, а также в г. Киров.

Сослуживцы обзавелись семьями. Константин Боков сначала уехал на север, где ходил в плавания, а потом вернулся и работал в пожарной части. Рано ушел из жизни, остались сын и дочь.

Владимир Решетников работал на Нолинской ПТФ, райводоканале мастером, тоже рано ушел из жизни. Остались сын и дочь, которые работают в госучреждениях.

Павел Матушкин работал последние годы мастером асфальтного завода, умнейший механик, всегда разбирался в сложном оборудовании и в машинах. Многие обращались к нему за помощью. Ушел из жизни в 2010 году.

П. Матушкин

Анатолий Потапов до конца своих дней был предан своей профессии. Работал водителем автобуса в Нолинской автоколонне. Рано ушел из жизни, остались дочь и сын.

Николай Конаков работал на севере Кировской области в леспромхозе. Всю жизнь до пенсии крутил руль большегрузного лесовоза. Вышел на пенсию, ушел из жизни.

Я работал с 1971 года по 1986 год в НТМСХ г. Нолинска, пошел по стопам своих учителей Стяжкина Аркадия Васильевича и Ронжина Михаила Михайловича. Учил ребят быть шофером, а не только водителем. Шофер должен знать устройство автомобиля, уметь найти неисправность, отремонтировать машину, строго соблюдать ПДД и содержать автомобиль в технически исправном состоянии.

Работал завмастерскими, зам. директора АХЧ. За этот период при директоре Г.А. Бушмелеве велась интенсивная реконструкция старых учебных корпусов и строительство хозспособом новых пристроек. Печное отопление заменялось на центральное. Были осуществлены постройка и пуск новой котельной на заднем дворе. Шло строительство теплой стоянки для транспорта и брусковых домов для сотрудников, строительство и пуск нового учебного корпуса на горе и оборудование учебных аудиторий. Прошла закладка фундамента общебытового блока силами учащихся и мастеров. Во всем этом я принимал активное участие.

В 1986 году я перевелся в среднюю школу №1 преподавателем автодела и вел там уроки трудового обучения. В 2007 году вышел на пенсию, но еще работал до 2013 года. Имею двоих детей, сына и дочь, четверых внуков.

50 лет прошло с тех пор, как в Нолинском СПТУ по линии РВК было выпущено две группы водителей для вооруженных сил из Нолинского и Немского районов. Я поздравляю тех, кто бороздил просторы Казахстанских степей на уборке урожая 1966 года, с 50-летним юбилеем начала службы в Советской армии.

Валентин РУДИН,

г.Нолинск.

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)



(обязательно)

Календарь

«« Сентябрь 2017 »»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25
2627282930 

Народный бюджет

Интересно знать

Бланочная продукция

Полномочный представитель Президента РФ в ПФО

Опрос

Тепло ли у вас в доме в сильные морозы?
Архивы голосований
Идет загрузка…

Идет загрузка…