В период вхождения во взрослую жизнь молодому человеку очень сложно адаптироваться к ней. Хорошо, если в это время у него перед глазами есть пример родных и близких. Но для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, период взросления очень непрост.
Проблеме адаптации и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был посвящен областной семинар руководителей детских домов и школ-интернатов, прошедший на базе Нолинского детского дома. На этом форуме присутствовали И. В. Сысуева, начальник отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков департамента образования Кировской области; Т. И. Николаенко, главный специалист областного отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков; начальник Юго-Восточного образовательного округа Т. В. Винокурова; руководители более чем из 20 детских домов и школ-интернатов многих районов области.
Директор Г. В. Неганова, а также члены педагогического коллектива Нолинского детского дома рассказали гостям о реализации проекта "Трамплин", целью которого является подготовка воспитанников к взрослой жизни. Данный проект стал возможен благодаря гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который был получен Нолинским детским домом в 2009 году в сумме 1 млн. 156 тыс. рублей.
Но вернемся на несколько лет назад. Еще тогда коллектив детского дома выбрал несколько направлений работы, которые могли помочь социальной адаптации подростков. Так, например, педагоги нашли наиболее приемлемой для своих воспитанников карьеру кадрового военного. Об этом в своем докладе на семинаре рассказал воспитатель В. И. Возженников: "Рассматривая социальную адаптацию воспитанников детского дома в контексте их дальнейшего обучения после окончания школы, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальный вариант для наших выпускников является учеба в военных учебных заведениях. При поступлении в военные учебные заведения не происходит резкой смены уклада жизни наших подопечных, и "сглаживается" переход от полного государственного обеспечения к полной самостоятельности".–
Поэтому одной из задач проекта "Трамплин" является создание условий для подготовки воспитанников детского дома к поступлению в военные учебные заведения. Эта задача решается путем создания в Нолинском детском доме системы гражданско-патриотического воспитания. С начала реализации проекта (август 2009 года) у нас функционирует военно-патриотический клуб, членами которого являются не только воспитанники детского дома, но и подростки, воспитывающиеся в семьях. Цель работы военно-патриотического клуба – создать условия для формирования у воспитанников готовности к достойному служению Отечеству, – продолжил В. И. Возженников.
Для достижения этой цели в детском доме проводятся встречи с людьми, которые не на словах, а на деле доказали верность Отечеству. В начале 2010 года состоялась встреча с участниками локальных вооруженных конфликтов. Она была посвящена 20-й годовщине вывода советских войск из Афганистана и 10-й годовщине разгрома бандформирований, вторгшихся в Республику Дагестан. В марте 2010 года в детском доме произошло еще одно знаменательное событие: в гости к воспитанникам прибыли сотрудники отряда милиции специального назначения (ОМСН) при УВД Кировской области (бывший специальный отряд быстрого реагирования – СОБР). Мальчишки, присутствовавшие на встрече, были поражены тем, что в мирное время рискуют своей жизнью и участвуют в настоящих боевых действиях их земляки.–
Воспитанники прониклись пониманием того, что патриотизм не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, а побуждает к активным действиям, поступкам на благо своей Родины, и именно деятельная сторона патриотизма преобразует любовь к Родине в конкретные для Отечества и государства дела, – сказал в завершение В. И. Возженников.
Еще одним направлением деятельности педколлектива по адаптации воспитанников детского дома к взрослой жизни является их обучение полезным в обществе трудовым навыкам. Так, в своем докладе на семинаре педагог дополнительного образования Нолинского детского дома С. В. Шаврин рассказал о том, что в Нолинском детском доме до начала реализации проекта "Трамплин" осуществлялось обучение воспитанников навыкам изготовления художественных изделий из лозы и бересты. Попечители не только помогли в создании мастерской, в приобретении оборудования, но и содействовали в организации выставок готовых изделий.
В 2009 года на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детский дом приобрел станки для изготовления мебельных заготовок, и с этого времени у воспитанников детского дома появилась уникальная возможность приобрести навыки изготовления плетеной мебели.
В детском доме гости, приехавшие на семинар, видели комплекты мебели, которые изготовили, в основном, выпускники детского дома, поступившие в этом году в Нолинский политехнический техникум. Они до сих пор приходят в детский дом, потому что не могут находиться долго без дела. С. В. Шаврин считает, что получая удовлетворение от своей работы, воспитанник начинает ценить труд других людей.–
Мы заметили, что воспитанники, занимающиеся лозоплетением, начинают замечать поломки в мебели и самостоятельно устранять их, без указаний заменяют сломанную доску в заборе и т. д. Таким образом, у воспитанников постепенно формируется чувство сопричастности к хозяйственно-бытовой стороне деятельности детского дома, чувство "хозяина". И этот результат обучения лозоплетению, на наш взгляд, более значим, чем отельный навык изготовления мебели, – отметил С. В. Шаврин.
Третьим направлением деятельности педколлектива по адаптации воспитанников к взрослой жизни было выбрано спортивное. Уже около десяти лет в Нолинском детском доме существует секция для занятий спортивными единоборствами. Воспитанники этой секции в течение ряда лет занимают призовые места на областных и всероссийских соревнованиях. О роли спортивного воспитания говорил в своем докладе руководитель физического воспитания А. В. Кириллов: –
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в частности, занятия спортивными единоборствами) предполагает такие ситуации, в которых наиболее остро проявляются черты характера, присущие воспитанникам детского дома (из негативных – это, прежде всего, повышенная конфликтность и агрессивность). Поэтому формирование устойчивой адекватной самооценки, повышение личностной уверенности воспитанников становятся основными задачами личностного развития, которые успешно решаются в процессе систематических занятий спортом.
Успешность решения этих задач определяется тем, что в детском доме, в отличие, например, от детско-юношеских спортивных школ, тренировочный процесс – это работа не только тренера-преподавателя, это часть учебно-воспитательного процесса детского дома. Тренировочный процесс – это объединение усилий тренера, врача, воспитателей, педагога-психолога. Такая уникальная ситуация имеется во всех учреждениях интернатного типа, и ее нужно использовать.
К тому же, благодаря гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы не только приобрели необходимую для соревнований экипировку, но и получили возможность организовать собственные крупные межрегиональные соревнования.
В ноябре 2009 года в турнире, проходившем в городе Нолинске, приняли участие около 100 спортсменов из Кировской и Костромской областей. Все воспитанники детского дома, участвовавшие в соревнованиях, заняли призовые места. В ноябре 2010 года турнир проходил в спортивном комплексе "Факел" в городе Кирове. Организатором турнира кроме детского дома выступила Вятская областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, которая является соисполнителем проекта "Трамплин". В турнире приняли участие спортсмены из 14 команд, представляющих Кировскую, Костромскую области и Республику Чувашия. Наша команда заняла первое общекомандное место, на втором месте команда из Республики Чувашия и на третьем – спортсмены из Костромской области.
С начала проекта воспитанники детского дома приняли участие в первенстве России по ушу (2 призовых места), в Кубке России по ушу (в октябре 2009 года две золотые, две бронзовые медали и кубок "За лучшую технику ведения боя", в октябре 2010 года – 1 золотая, 1 серебряная и 2 бронзовые медали), в первенстве Приволжского федерального округа по ушу-саньда (6 призовых мест), в первенстве Приволжского федерального округа по рукопашному бою (1 золотая медаль).
Участие и победы в соревнованиях такого уровня не только способствуют накоплению опыта социального взаимодействия, но и минимизируют социальную, эмоциональную депривации, что способствует успешной социальной адаптации воспитанников.
Средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволили также Нолинскому детскому дому оборудовать комнату психологической разгрузки воспитанников, приобрести автобус "Газель" (на 12 мест) для перевозки детей и станки в столярную мастерскую. Все это оборудование, несомненно, необходимо для работы детского дома.
В программе семинара были освещены также вопросы по организации проектной ииновационной деятельности (Т. И. Николаенко, главный специалист областного отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков) и работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, устроенными на воспитание в замещающие (приемные, опекунские) семьи Нолинского района (С. Л. Скорнякова, заместитель директора по работе с замещающей семьей).
Департамент образования Кировской области, институт КИПК и ПРО, администрация района высоко оценили работу педагогического коллектива Нолинского детского дома по социальной адаптации воспитанников. Заместитель главы района, начальник управления социальной сферы Л. С. Мазур вручила на семинаре коллективу Нолинского детского дома Благодарственное письмо администрации района и пожелала успехов.