Все начинается с учителя. И врач, и инженер, и шофер, и продавец пришли когда-то "первый раз в первый класс", сели за парты, читали первые слова, решали задачки, писали сочинения... Школа - это окно в большой мир, дорога в будущее, а учитель - проводник, экскурсовод, друг. От него зависит очень многое: не только то, кем ты станешь, но и то, каким станешь. В преддверии Дня учителя и в Год учителя хочется вспомнить всех моих наставников. Может быть, мои современники прочитают мои воспоминания и помянут их, наших дорогих учителей, добрым словом.
Год учителя совпал с юбилеем Победы. Очень хорошо помню военные годы. В школу пошла в 1941 году. Классы находились в филиале Никольского собора. Первую учительницу звали Ольга Михайловна, фамилия, к сожалению, в памяти не сохранилась. Всегда спокойная и внимательная к детям, очень интересно и доходчиво объясняла материал, после уроков читала нам книги, проводила игры, а вечером мы всей ватагой провожали ее домой. Потом привезли эвакуированных ленинградцев. Они были одеты лучше нас и более развиты, рядом с ними мы выглядели бледновато. Особенно отличался наш говор. Но умная учительница сумела нас подружить.
Тяжелым был и послевоенный период. Мы жили, учились и работали под девизом: "Все на восстановление разрушенного хозяйства!" Мы продолжали учиться в школе №1 у прекрасных учителей: у супругов Поповых, Г. Н. Калинина, А. П. Шульмина, Е. Е. Житлухиной, А. Д. Морозовой и других. Нехватка учебников, тетрадей, учебных пособий не отражалась на их работе. Они старались дать нам глубокие знания.
Видимо, прекрасные уроки моих замечательных учителей повлияли на мое стремление тоже стать учителем. Я поступила в Нолинское педучилище. Отличная учебная база, хорошо оборудованные кабинеты, богатая библиотека. Занятия здесь проходили до поздней ночи. Уроки шли до трех часов дня. А с пяти часов классы снова наполнялись студентами: подготовка к урокам, работа кружков, консультации, оформление стенгазет, подготовка к спектаклям. И все это время наши учителя были с нами. Я уже в это время удивлялась: а когда же они бывают дома?
В моей памяти остались почти все учителя педучилища, такой сильный был педколлектив. Хорошо помню нашего классного руководителя и преподавателя истории партии Марию Андреевну Кривошеину. На ее уроках было очень интересно, она могла самую трудную тему объяснить просто и доступно. И каждую перемену она заходила в наш кабинет, интересовалась, часто ли ездят девчата домой, есть ли деньги и т. д. Связь с ней я поддерживаю до сих пор.
А как вел уроки математики Федор Петрович Шулятьев! Сложнейшую задачу он объяснял на числах в пределе десятка. И материал невольно укладывался в голове. Когда при ответе у доски мы несли несуразицу, он прятал улыбку в усы, а глаза смеялись. Ставил в журнале точку и просил подготовиться к следующему уроку.
Преподаватель рисования и черчения Валентин Алексеевич Селецкий. Всегда изысканно одетый, стройный, подтянутый. Его спокойный негромкий голос заставлял нас замирать. Он знакомил нас с шедеврами мировой культуры. Рассказывал о художниках, истории создания картин, их персонажах. Учил нас печатать ленточным, брусковым, готическим шрифтом, приемам рисования. Все это позднее пригодилось нам в работе. И на уроках труда у Степана Ивановича мы многому научились: выпиливать лобзиком, делать игрушки из папье-маше, переплетать книги, работать с природным материалом.
Еще более оживилась жизнь в педучилище с приходом Сергея Дмитриевича Семенова, учителя русского языка и литературы. После изучения жизни и творчества того или иного классика в порядке закрепления проводились вечера, на которых ставились спектакли по произведениям писателя, выпускалась стенгазета длиной до трех метров. Вместе со студентами он красочно оформлял сцену, продумывал освещение. Его отец, Дмитрий Сергеевич, вел уроки пения. Это был единственный в то время пианист в городе. На его уроках мы знакомились с наиболее значительными произведениями мировой классики, учились правильно и красиво петь. Хор под его руководством состоял более чем из 50 человек. Исполнялись не только песни, но и отрывки из оперетт. Концерты, подготовленные С. Д. Семеновым, собирали в ДК целые залы.
Был в педучилище струнный оркестр, он едва вмещался на сцене. Девчата интерната сумели организовать свой духовой оркестр. Многие из его участников впоследствии играли в городском духовом оркестре.
Багаж знаний, полученный в стенах педучилища, очень пригодился в будущей моей работе. Я думаю, что многие выпускники пронесли добрую память о наших "учителях учителей". Недаром бывшие студенты педучилища стали в дальнейшем прекрасными педагогами.
Более трех с половиной десятков лет мне довелось работать в коррекционной школе 8 вида. В прошлом году школа отметила свое 70-летие. Это была первая школа такого типа в области. В Нолинск из Кирова ее перевели в 1939 году. Первым директором был Колтуненко (инициалы не помню). Завучем являлась Мария Андреевна Чуданова. Она была единственным в районе специалистом дефектологом-логопедом. Дети отбирались первое время без медицинской комиссии, "на глазок", порой отправляли туда учиться из-за плохой дисциплины ребенка. Разные по возрасту, переростки, даже ровесники мне, начинающему воспитателю. И национальности у детей были разные: цыгане, украинцы, евреи, китайцы, марийцы...
Начала я работать в этой школе в 1953 году. Классы были большие, около 40 человек. Соответствующей литературы в то время не было. Не было и учебных пособий, приходилось изготовлять их по ходу работы самим. Материальная база школы была слабой. Дети даже летом ходили в кирзовых сапогах. По сравнению с массовыми школами коррекционная школа считалась школой второго сорта. Такое же отношение было и к учителям. Мол работать здесь легко, поэтому и педагоги слабые. Так может утверждать тот, кто не знает специфику нашей работы. Работа с нашими ребятами требует терпения и специальных знаний.
Мы не могли отдыхать даже летом. В интернате оставалось до 80 человек, с ними надо было работать. Так как отопление было печное, заготавливали дрова - пилили и кололи до 240 кубометров. При школе было подсобное хозяйство - откармливали свиней. Была даже своя лошадь, для которой сами заготовляли сено.
Большое внимание уделялось общественно-полезному труду. Работали на благоустройстве города, сажали парк у реки. В колхозах теребили лен, копали картошку. Принимали участие в строительстве многих городских объектов.
Готовя детей к самостоятельной жизни, проводили занятия-встречи с представителями различных профессий. Приглашали сантехников, дворников, печников, лесников и т. д.
Много лет был директором школы Борис Иванович Широких. Он закончил Московский дефектологический институт, поэтому на методических занятиях читал нам лекции по олигофрено-педагогике.
После Великой Отечественной войны, в 50-х-60-х годах, возникла необходимость открытия подобных школ. Поэтому на базе нашей школы не раз проходили зональные, межобластные семинары директоров, педагогов, воспитателей. Часто проходили открытые уроки и воспитательные занятия. К ним мы тщательно готовились, помогая друг другу.
Много проводилось дополнительной работы с учащимися. Все знаменательные даты проводились на утренниках, на которых обязаны были присутствовать все. Педсоветы, политучеба, методические занятия проводились после отбоя, то есть в 10 часов. Домой приходили почти к 11. Своих детей видели меньше, чем воспитанников. У многих так и не сложилась личная жизнь, так как зачастую ни в праздники, ни в выходные с семьей не виделись... Но коллектив жил полной жизнью. Было традицией в
60-х годах ставить концерты, небольшие спектакли для детей в день 8 Марта. В конце учебного года всем коллективом ездили на природу и варили уху.
В последние годы коррекционным школам стали уделять больше внимания. Школа приобрела новый облик, внешне "помолодела". Учебные классы хорошо оборудованы, уютны спальные комнаты, опрятен и украшен цветниками двор. Прекрасно работают молодые энергичные педагоги во главе с Надеждой Николаевной Суворовой. Хочется поздравить их с Днем учителя, пожелать доброго здоровья, творческих успехов, личного счастья, всех земных благ. Поздравляю также всех коллег-ветеранов, тех, с кем посчастливилось проработать долгие годы: бывшего директора Валентину Павловну Царегородцеву, Веру Михайловну Шульмину, Татьяну Николаевну Шибанову, бывшего завуча Людмилу Николаевну Якимову, Иду Михайловну Невоструеву, Веру Александровну Лялину, Валентину Ивановну Двоеглазову, Лидию Николаевну Исупову, Лидию Алексеевну Владимирову, Лидию Дмитриевну Платунову.