"Горящее" лето-2010 стало настоящим сигналом тревоги для лесной отрасли: необходимы изменения. Какие шаги предстоит сделать? Какова их цель?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя председателя правительства области Сергея Щерчкова.
– Сергей Владимирович, чему нас (наш регион) научил минувший сезон пожаров? Какие выводы сделаны?
– Прежде всего надо сказать, что леса Кировской области, по сравнению с многими другими субъектами РФ, пострадали от огня не столь значительно, даже несмотря на большое число пожаров (свыше 600): общая площадь лесных пожаров составила около 5 тысяч гектаров – это весьма "умеренная" цифра, если учесть сложившиеся погодные условия. В Нижегородской области, например, при сопоставимом количестве пожаров от огня пострадали лесные территории на площади, в десятки раз большей.
– Потому что хуже тушили?
– Потому что вся система лесохозяйствования (в части управленческих решений, принципов финансирования, скоординированности различных служб и ведомств) оказалась менее эффективной. Кировская же область в целом была готова к худшему развитию событий. Именно поэтому нам удалось в очень сжатые сроки мобилизовать на борьбу с огнем практически все резервы, все силы – областные, муниципальные (имеется в виду и техника, и человеческий ресурс). Четко отработали и службы МЧС, и УВД, и органы местного самоуправления. Неслучайно большинство пожаров локализовали и ликвидировали в кратчайшие сроки.
– В таком случае стоит ли вообще что-то менять?
– Дело в том, что "пожарная" ситуация минувшего лета, при всей ее управляемости, выявила позиции в лесохозяйственном комплексе региона, которые можно улучшить. Вот эти позиции и предстоит укрепить.
– Как именно и какие?
– Сегодня мы свою работу строим по трем направлениям. Первое – совершенствование законодательной базы. Совсем недавно в региональном правительстве под эгидой Общественной палаты Российской Федерации состоялись публичные слушания, посвященные внесению изменений в Лесной кодекс РФ. Выработанные предложения направлены Президенту РФ. Кировская область выступила с целым рядом инициатив. В частности, мы предлагаем допускать для участия в аукционах на право аренды лесных участков только те юридические лица и предпринимателей, которые обладают всеми необходимыми техническими средствами и оборудованием, квалифицированным персоналом для тушения пожаров.
Кроме того, поскольку лесные пожары зачастую возникают в результате пала сухой травы (а организация, ведущая работу по охране и защите лесов, юридически не может приступить к ее тушению, пока огонь не доберется до лесной территории), мы выступили с инициативой введения запрета на разжигание огня вблизи лесных насаждений, не отделённых от границы леса защитными препятствиями.
На наш взгляд, необходимо внести изменения и в правила выделения бюджетных ассигнований, с тем чтобы средства резервных фондов муниципальных образований можно было направлять не только на ликвидацию лесных пожаров, но и на их предупреждение.
– Следовательно, второе направление "лесной модернизации" – укрепление материально-технической базы?
– Совершенно верно. В конце октября губернатор Н. Ю. Белых встретился с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства В. Н. Масляковым, по итогам переговоров принято решение о выделении Кировской области средств (на условиях софинансирования) для приобретения четырех пожарно-химических станций нового типа, то есть с полным комплектом современной техники, оборудования. Предполагается, что 90 процентов средств для этих целей выделит федеральный бюджет, 10 процентов – областной.
Достигнута и договоренность об увеличении субвенций на содержание авиалесоохраны. Безусловно, все это позволит вывести состояние материально-технической базы лесного комплекса на качественно новый уровень.
– Ну а третье направление?
– Привлечение в отрасль частных инвесторов, развитие государственно-частного партнерства. Это обязательное условие, если мы говорим о повышении эффективности и качества лесопользования. Пока что в этом смысле лесное хозяйство Вятского края далеко от идеала. Показательный пример – проблемная ситуация с предприятием "Кировлес". Сегодня в соответствии с Лесным кодексом лесохозяйственные работы ведутся арендаторами лесных участков. А вот выполнение этих работ на неарендованных участках распределяется по результатам конкурсных процедур. И одним из основных подрядчиков в данном случае выступает КОГУП "Кировлес", который, к сожалению, в настоящее время имеет огромную задолженность перед бюджетом.
– Да, но совсем недавно – весной 2010-го – в управленческом составе этого предприятия произошли серьезные замены! Они не дали результата?
– Не сказать, что не дали. На сегодня мы как раз можем говорить о том, что после смены менеджмента "Кировлес" работает нормально и со своими обязанностями справляется, что опять же подтвердил пожароопасный период, – все-таки основной объем работ взял на себя именно "Кировлес". Однако управленческие решения, принятые ранее, в 2007-2008 годах, плюс неэффективная работа прежнего руководства привели к такой ситуации, когда негативные процессы оказались необратимыми.
Судите сами: в 2008-м предприятию был передан в аренду большой объем лесосеки по сниженным арендным ставкам. Предполагалось, что "Кировлес" будет заниматься лесозаготовкой, а прибыль, получаемую за счет аренды леса по низким ставкам, использовать для выполнения лесохозяйственных работ на неарендованных участках. Однако экономический кризис привел к резкому падению спроса на древесину, а соответственно и к дефициту средств на предприятии – оно оказалось неспособным расплачиваться даже за аренду.
Результат: по итогам 2009-го КОГУП "Кировлес" понес убытки – 179 млн. руб., по итогам 6 месяцев 2010-го – 36 млн. руб. Задолженность по платежам в бюджеты всех уровней на сегодня составляет 159,9 млн. руб., в том числе по налогам – 69,6 млн. руб., по арендным платежам за лесные участки – 90,3 млн. руб.
– В пору открывать процедуру банкротства….
– Что и будет сделано. В связи с огромной задолженностью по платежам за аренду лесных участков и невозможностью ее взыскания департамент лесного хозяйства подаёт заявление о банкротстве КОГУП "Кировлес". В сложившейся ситуации это единственно верный выход.
– То есть регион потеряет еще и этот, пусть не слишком эффективный, но достаточно значимый для регионального лесного комплекса ресурс?
– Ни в коем случае. Банкротство "Кировлеса" не приведет ни к ухудшению качества лесохозяйственных работ, ни к пополнению числа безработных в Кировской области. Вообще, не надо пугаться слова "банкротство". Это цивилизованная и предусмотренная законом процедура для тех предприятий, которые не могут выполнять свои финансовые обязательства. Кстати, сейчас КОГУП "Кировлес" продолжает работать и выполнит все обязательства по госконтрактам 2010-го.
Но одновременно правительство области ведет переговоры с частными инвесторами, заинтересованными в лесохозяйственной деятельности. В итоге мы планируем, что в районах будут созданы новые предприятия-лесхозы (их учредителями выступят Кировская область и частный инвестор), куда, к слову, и перейдут сотрудники филиалов КОГУП "Кировлес".
Ну а частные инвестиции позволят, во-первых, снизить нагрузку на бюджет, а во-вторых, сделать сферу лесохозяйственных работ более конкурентной.
– Как скоро ожидать реализации этих планов?
– По нашим расчетам, новые предприятия-лесхозы примут участие в аукционах на право выполнения лесохозяйственных работ уже в 2011-м году.