Ее нелегкая, но такая насыщенная и интересная жизнь раскрывается перед нами на страницах четвертой книги из серии "Почетные граждане города Кирова", вышедшей в 2009 году. Здесь дневниковые записи, воспоминания, размышления самой Эмилии Адриановны. Перед нами, как в кинохронике, проходят картины детства, юности, взрослой жизни этой замечательной женщины.
Родилась Э. А. Штина в 1910 году, прожила 97 лет. Жизнь, вместившая почти целый век. А начало ее, детство и юность связаны с Нолинском. Начало века стало непростым испытанием для нашей страны. Революция, гражданская война, холод, голод…... Именно тогда молодая вдова Юлия Чашникова со своими тремя детьми возвращается на родину, в дом отца Трофима Кондратьевича Бельтюкова. Добирались из Сибири долго: сначала на поезде, медленно пробирающемся через разоренную гражданской войной страну, потом от Зуевки до Нолинска – пешком. По сегодняшним меркам это сложно представить: женщина с маленькими детьми по осенней распутице идет и идет, чтобы спасти детей от голода...… "Огни большого города" – долгожданный Нолинск.
Первый послевоенный год выдался голодный, работы не было. Сначала девочка жила у дальних родственников, взявших ее, чтобы прокормить. Городок удивлял своим обустройством, чистотой, интересной и насыщенной жизнью. Главную роль здесь играли учителя.
В конце 1921 года Эмилия поступила в третий класс школы I ступени г. Нолинска. Учителю Николаю Гавриловичу Корневскому, посвящена не одна запись в дневнике маленькой школьницы. Дневник – тетрадка из серо-коричневой оберточной бумаги, найденной в сарае, – стал другом. В нем много разных записей. Сначала это описание быта (что сейчас тоже очень ценно: взгляд ребенка часто замечает то, что ускользает от взгляда взрослого).
Интересно сравнить интересы подростков далеких 20-х годов прошлого века и наших современников.… Всем знакома экзаменационная пора! И сто лет назад мальчишки и девчонки сдавали экзамены, готовились, переживали: "18.05.1923 г. С 9-го у нас начались экзамены. В среду – письменный по русскому языку. Были заданы три темы: "Весенние работы крестьян", "Радостный день в моей жизни", "Шествие весны". Я избрала последнюю. Писали почти 3 часа. В четверг письменный по математике. Задача была легкая, но многие не могли решить, я помогала им. В пятницу – устный по арифметике и русскому языку.… В субботу – история, география, природоведение.… Ах, как я боялась экзаменов! Ложилась в 11 часов, вставала в 5 утра и целый день готовилась. В понедельник был школьный совет, мне сказали, что у меня "весьма". Мама ходила на собрание и говорит, что меня ставили в пример". Окончена школа 1 ступени. Время неумолимо движется вперед. Новые предметы, новые учителя, новые увлечения. Классы делились по "уклонам", чтобы после школы выпускник имел специальность. Уклонов было два: педагогический и сельскохозяйственный. Эмилия учится на втором. Трехнедельная практика в Сереговском и Нолинском кредитных товариществах – и по окончании школы запись в свидетельстве: "имеет специальность счетовода". Несмотря на сельскохозяйственную специализацию, подробное изучение литературы: от Шекспира до Фадеева и почти еженедельные сочинения. "На вступительных экзаменах в пединституте профессор К. В. Дрягин спросил меня: "Какую школу Вы кончали? У Вас необыкновенно грамотное сочинение." В школе царил дух демократии. Несколько раз в месяц – собрание учеников и учителей ("школьный коллектив"), где решались различные вопросы. Девушка несколько раз была в составе школьного совета (от учкома, от комсомола), принимала активное участие в работе кружков. Тогда школьники после уроков шли домой, а потом возвращались в школу, где снова кипела жизнь. Постоянно готовились к концертам или спектаклям, выступали в ближайших деревнях, а жителей "подшефных" деревень приглашали на школьные вечера. Большую роль в жизни учеников играла библиотека. Эмилия посещала "кружок содействия библиотечному делу", где училась принимать и выдавать книги, составлять карточки. К 1925 году ее допустили к фондам, и девушка получила возможность читать все книги подряд. В это же время она регулярно посещала читальный зал. Здесь новые газеты и журналы, где печатаются современники.
Огромную роль в жизни Эмилии Адриановны сыграла "биологиня" Агния Павловна Попова. Запись от 14.06.1927 г. : "Мне кажется, что моя судьба решилась. Я нашла жизненную правду. Вчера была назначена дежурной по выставке. А. П. Попова была какая-то необыкновенно простая, необыкновенно близкая для меня. Когда начали приходить посетители, мы обе занялись объяснениями выставки. Мне эта работа нравилась. Иногда я чувствовала на себе ее взгляд – она наблюдала, немного улыбаясь, как я объясняю..." Запись от 16.06.1927 г.: "Как хорошо! Она сказала мне про верную жизненную дорогу, но нашла я ее не сразу – только на днях, сидя с ней и думая о природе...… Во мне расцветает безумная жажда жизни. Жить! Как угодно, кем угодно, но жить. Жить и знать! Главное – знать! Как хочется мне, как дико страстно хочется все знать! О, вот она, моя цель, мой "смысл", мое "содержание" – знание, природа".
Окончена школа. Впереди учеба на биологическом отделении пед-института, аспирантура, работа в сельхозакадемии, научные открытия, но жажда жизни, жажда знания, обретенные в то последнее школьное лето, остались с Эмилией Адриановной на всю жизнь.