Витька сошел с автобуса, пошел от остановки в село.
Его лицо освещалось солнцем, которое на закате обрисовывало купола сельской церкви, крыши домов, высокие тополя. Казалось, село в зареве большого пожара, в котором плавится все родное и знакомое Витьке до боли. А, может, это слезы, застилая его глаза, мешали разглядеть дома и церковь. Он плакал, торопливо вытирая тыльной стороной ладошки катившиеся слезы, и все убыстрял шаги.
Вот знакомый поворот, крыльцо... Ноги отказали Витьке, и он сел на холодные ступени. Посидел несколько минут, думал: "Я им скажу, что все будет по-другому. Не так, как прежде, что я все понял. Лишь бы они поверили!" Так и не найдя подходящих слов, Витька зашел в дом. Увидел отца, мать. Остановился у порога. Отец снял очки, отложил газету. Мать молча шагнула к сыну, обняла и уткнулась в шею. В Витькиной памяти всплыло все, что было до этого дня…...
МЕЧТА
Как все сельские мальчишки, Витька-башка (от фамилии Головин) все свободное время катался на велосипеде. Ему нравилась скорость, шелест велосипедных спиц, высокий и устойчивый руль. Захотел - на речку, захотел - в магазин, никуда не надо - просто катайся бездумно, сколько хочешь.
Сначала у Витьки был подростковый велосипед, а потом купили большой "Уралец". Надежный - ну подумаешь, пару спиц за сезон сменишь, колеса подкачаешь, цепь смажешь - и снова как новенький. У всех ребят на их улице, да и, наверное, в селе были велосипеды. И многие взрослые тоже имели таких стальных помощников. Расстояния здесь немалые: село растянулось на добрый километр, ферма за селом, речка в двух километрах, лес - с другой стороны. За день дел много, вот и выручали велосипеды.
Конечно, у тех, кто позажиточней, были мотоциклы. В основном, с коляской. Чтобы самим куда-то съездить и поклажу увезти. Проходимые, но тяжелые и малоскоростные. Да и куда спешить сельским жителям? Утром - на работу, вечером - сенокос или на речку съездят. Только в ягодно-грибной сезон по росе до работы в лес выберутся, да и то больше пешком. Как-то не принято было тарахтеньем мотоцикла всех соседей до свету будить.
Однажды летом приехал на Витькину улицу молодой парень в гости из города. Приехал своим ходом, на мотоцикле. Витька сроду не видел такого: легкий, скоростной, украшенный цветными наклейками. Парень "летал" на нем целыми днями: на речку, в поле, по центральной улице. Как будто картинка из иностранного фильма: всадник в ярком костюме с серебристым шлемом на голове проносился мимо восторженной толпы мальчишек. Витька потерял голову. Он попробовал познакомиться с парнем, подошел к нему на улице, когда тот возился у мотоцикла, но тот даже не повернул головы на шаги.
Однажды утром Витька, как обычно, ехал на велосипеде в магазин за хлебом. Проезжая мимо дома, где гостил мотоциклист, увидел, что мотоцикл стоит у калитки без хозяина. Что-то толкнулось у Витьки в груди. Резко затормозив, он остановился у дома и огляделся. Никого не было. Тогда, сам не зная зачем, Витька бросил велосипед, взялся за руль мотоцикла, снял его с подножки и покатил вниз по улице. Мотоцикл легко и послушно стал набирать разгон, Витька запрыгнул на седушку. Мотор не работал, но снятый неосторожным движением с ручного тормоза мотоцикл все быстрее катил вниз по улице. "А-а-а!" - закричал от восторга Витька. Ему вдруг захотелось, чтобы хоть кто-нибудь из знакомых увидел его на мотоцикле. Но улица, как назло, была пуста. Ветер бил в лицо, рубаха надулась пузырем, Витька ликовал.
Дальше дороги не было, улица уходила за поворотом снова в гору. Витька поздно сообразил вывернуть руль, мотоцикл обрушился в придорожный овраг. В глазах у Витьки несколько раз поменялись местами земля и небо. Мотоцикл придавил его ногу, в ней возникла острая боль. "А-а-а!" - снова закричал Витька, теперь уже от боли. Никто его не услышал. Лишь испуганно взлетел, сердито жужжа, шмель с цветка репейника. Через несколько минут Витька потерял сознание…...
ХОЧУ МОТОЦИКЛ!
В тот раз Витьку нашли мальчишки. Они сразу догадались, чей это велосипед, и куда девался мотоцикл. По следу на пыльной дороге выяснили траекторию движения, по примятым кустам - место падения. Витьку увезли в больницу, где на его сломанную ногу наложили гипс. Родителей впустили в палату только вечером. Мать, увидя лицо сына, покрытое синяками и ссадинами, заплакала, отец сердито пыхтел и успокаивал ее: "Будет-будет, не реви. Ему, шельмецу, еще повезло, что в больницу попал, а-то бы я его отходил как надо! Это ж надо удумать, чужой мотоцикл украсть! Бесстыжие глаза!" В это раз наказание миновало, но родителям пришлось выплачивать несколько месяцев деньги на ремонт мотоцикла.
Следующий случай произошел с Витькой через два года. Тогда мотоцикл подарили молодому парню с соседней улицы. Парень даже научил всех желающих мальчек ездить на мотоцикле, в том числе и Витьку. Но это не помогло - все равно в один из дней Витька угнал мотоцикл. И в этот раз все обошлось удачно: мотоцикл не поломался, Витька не пострадал. Однако за эту проделку Витьке все же пришлось отвечать: отец его выпорол, в милиции поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Этого наказания хватило только лишь на полтора года: в очередной раз жертвой угона стал мотоцикл с коляской, оставленный на минутку с ключом зажигания у магазина. Витька глазом не успел моргнуть, как оказался за рулем - словно какая-то неведомая сила вновь толкнула его на преступление. В этот раз родители заплатили довольно весомый штраф, за который Витьке пришлось отвечать не только мягким местом, но и серьезным разговором с участковым. Тот предупредил, что через год, когда Витьке стукнет четырнадцать, за подобное преступление он будет отвечать по закону - попадет в колонию.
ОПАСНЫЙ ИНТЕРЕС
Витька перешел в девятый класс. Часть ребят в этом, вновь сформированном 9-б, были из его бывшего класса, но основная масса - из параллельного. Витька знал всех: четырнадцать мальчишек и только восемь девочек. Классным руководителем к ним никто из учителей не шел. Дело было в том, что в связи с отбором "сильных" ребят в отдельный класс, все "остатки" оказались в "б"-классе. У большинства ребят нового класса была дурная репутация: учиться не хотят, привычки вольные, взрослых не слушают. Наконец, директор школы приказом назначил классным руководителем "трудного" класса физрука Ивана Петровича. Тот пришел в перемену в класс и сказал: "Вы меня знаете, а я вас. Ни с кем возиться не буду, я уже на пенсии, уволят - не заплачу. Но и вам воли не дам. Уроки не пропускать, кто прогуляет - пусть пеняет на себя!"
Ребята молча его выслушали, но подчиняться не спешили. В первый же день не пришли на уроки трое, во второй - двое, в третий - четверо.
В пятницу, как всегда, в клубе была дискотека. Девятиклассники на правах уже достаточно взрослых пацанов пришли в клуб. Иван Петрович подошел к клубу, подозвал десятиклассников, сказал: "Ребята, посмотрите, если на танцах есть мои, выведите сюда". Из зала вывели несколько человек. Иван Петрович, осмотря ряд своих учеников, ткнул пальцем в четверых из них: "Вы - вон отсюда! Остальные могут оставаться". Прогульщиков, придав ускорение пинками под зад, выгнали. Так продолжалось несколько недель, пока прогулы не прекратились.
Витька уроки не прогуливал. Он сидел за последней партой и рисовал мотоциклы. К тому времени он уже знал множество не только советских моделей, но и зарубежных. Строгие линии прекрасных скоростных машин возникали сначала в его воображении, а потом на бумаге. Учителя пытались поймать его на невнимательности, но тщетно: Витька все видел, все слышал, только ничем, кроме мотоциклов, не интересовался. Иван Петрович пытался найти ключик к увлеченному воспитаннику: приглашал его на секции, поручал классные дела, но Витька не проявлял интерес ни к чему, кроме мотоциклов. Тогда классный руководитель пригласил родителей Витьки и прямым текстом посоветовал им купить сыну мотоцикл. Витькины родители признались педагогу, что боятся это делать - ведь тогда сын вообще бросит учебу и домашние дела. "Он же помешан на своих мотоциклах, будет гонять - разобьется и все! - кипятился Витькин отец. - Пусть хотя бы школу закончит, а уж тогда купим". Но все вышло по-другому…...
СЕРЬЕЗНЫЙ УРОК
На Витькину беду их класс поехал на экскурсию в Москву. Родители собрали деньги, школа купила путевки на время каникул. Иван Петрович не смог поехать - ему накануне сделали операцию, удалили желчный пузырь. С классом поехала завуч Марина Сергеевна. Это была достаточно молодая женщина, преподававшая у ребят биологию. В дороге учительница рассказывала школьникам о Московском зоопарке и Ботаническом саде. Решено было начать экскурсии с них.
Витька сидел в автобусе у окна, равнодушным взглядом смотрел на встречные селения. Во время остановки, когда большинство ребят пошли в буфет или в туалет, Витька остался в автобусе. Вдруг его взгляд зацепился за стоявший у остановки мотоцикл. "Это же настоящий Харлей! - пронеслось в мозгу у Витьки. - Я должен на него посмотреть!" Он вышел из автобуса, подошел к мотоциклу. Осторожным движением, как живого, Витька погладил Харлей, не удержавшись, сел на сиденье мотоцикла. Он не видел, что за ним следит милиционер, что к нему идет хозяин мотоцикла. Сняв машину с подножки, Витька оттолкнулся от асфальта. Сейчас же он услышал крик милиционера, почувствовал заламывание правой руки. Вмиг образовалась толпа, Витьке надели наручники, повели в отделение. Автобус с одноклассниками уехал без него. Марина Сергеевна тоже уехала, только успев позвонить в школу, чтобы передали родителям Витьки о случившемся.
После составления протокола Витьку вместе с приехавшим за ним отцом отпустили под подписку домой. Обратную дорогу оба молчали. Дома отец сказал жене: "Ну, мать, суши сухари! В этот раз не отмажемся - заберут подлеца в колонию". Витька видел, как заплакала мать, но все его чувства замерли, реакции не было никакой. Он как будто не понял, что случилось. "Я ничего не сделал, - думал он. - Я только хотел посмотреть Харлей".
После каникул, как и все ребята, он пошел в школу, сидел на уроках. Но почему-то Витьке больше не хотелось рисовать мотоциклы, в голове было пусто. Ребята рассказывали о поездке в Москву, хвастались купленными в столице сувенирами. Витька слушал, смотрел на безделушки, но совсем не завидовал одноклассникам. Он как будто прислушивался к себе и замечал, что ему жаль будет расставаться с ребятами, все они ему вдруг стали очень дороги. После уроков Витька больше не торопился домой, он стал ходить в спортзал играть в баскетбол и волейбол. Так прошел месяц.
Однажды к Витьке домой принесли повестку в суд. Вместе с родителями Витьку приглашали на судебное заседание, его обвиняли в краже мотоцикла. Иван Петрович в качестве свидетеля тоже присутствовал в суде. Как мог он пытался защитить Витьку, но характеристика из комиссии по делам несовершеннолетних подтверждала его вину. Витьке назначили два года колонии для несовершеннолетних…...
МЫ НА УРОКИ НЕ ПРИДЕМ
Витьку отправляли в среду перед обедом. Иван Петрович, узнав от ребят о времени отправки, пошел к директору и сказал ему: "Мы на уроки завтра не пойдем - Витьку провожать будем! Даже если вы против, нас в школе не будет!" Директор, покачав головой, согласился отпустить класс с занятий.
Утром в среду все ребята собрались во дворе милиции. Они договорились, что каждый из них напишет Витьке открытку с пожеланиями возвращения, а также свой домашний адрес. Иван Петрович тоже принес для Витьки письмо. Витьку вывели в наручниках два милиционера. Мать бросилась к сыну, но ей дали только его обнять. Витька выглядел слвсем юным и испуганным. У девчонок и мальчишек на глаза навернулись слезы. Иван Петрович вместе с отцом Витьки отдали сумки с передачами, кивнули ему на прощанье. Витьку увезли…...
Этот случай стал наукой для всего 9-б. Почувствовав, что детство закончилось, и они должны серьезно ответить за свои проступки, девятиклассники будто повзрослели. Весь год ребята писали письма в колонию. Витька отвечал всем в одном письме на имя Ивана Петровича. Сначала письма были короткие, жив-здоров, учусь. Потом Витька стал писать пространнее, рассказывая о кружках, в которых он стал заниматься: Витька обучался в колонии токарному и слесарному делу. Он писал, что ему в жизни это должно пригодиться. Иван Петрович, читая письма Витьки вслух перед классом, коментировал: "Это он верно делает, что учится. Не валял бы дурака, сейчас бы дома был!" Ребята соглашались. А когда пришло Витькино письмо с сообщением, что за хорошее поведение его хотят отпустить досрочно, все обрадовались…...
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Витька пошел в администрацию колонии, получил документы. Спустя сутки он уже был дома. На следующий день Витька пошел в школу к концу пятого урока. Прозвенел звонок, ребята высыпали из класса. Увидев стоящего у окна Витьку, одноклассники бросились к нему. Парни солидно пожимали руку, девчонки дружной стайкой встали сбоку. Наконец кто-то решился спросить: "Ты совсем вернулся?" Витька кивнул. Теперь вопросы посыпались со всех сторон: "А к директору уже ходил? Тебя определили в наш класс? Завтра на уроки придешь?" Витька отвечал всем: "У директора был. Учиться буду с вами. Завтра приду на уроки".
С утра Витька зашел в класс, сел за свободую парту. Первым был урок математики. Учительница вызвала Витьку к доске, чтобы проверить, что он знает из пройденного материала. Витька решил почти все задания. На следующем уроке - русском языке - история повторилась. На третьем уроке, биологии, Витька сам попросился к доске, чтобы рассказать материал уже пройденный в школе колонии. В большую перемену, уже в школьной столовой, двоечник Санька подвел итог полученных ребятами впечатлений: "Вот теперь ты, Витька, действительно, - "башка"! Все знаешь, даже учителей удивил!"
Теперь дни для Витьки проходили с быстротой ветра. С утра - уроки, потом секция и кружки, вечером - помощь родителям, беседы с отцом. Однажды Иван Петрович позвал Витьку на школьный двор, там стоял инспектор ГАИ. У Витьки екнуло сердце, однако он взял себя в руки, тихо поздоровался. Иван Петрович сказал, указывая на испектора: "Вот Петр Аркадьевич предлагает тебе записаться в его мотокружок. Что скажешь?" Витька пожал плечами. Инспектор назвал время и день, когда можно будет прийти.
В назначенное время Витька стоял на дворе автошколы. Кроме него, здесь были еще с десяток мальчишек и Петр Аркадьевич. Он спросил: "Кто уже умеет ездить на мотоцикле?" Витька и еще два парня подняли руки. "А ну, покажите!" - указал на стоявшие у гаража мотоциклы Петр Аркадьевич. Ребята подошли к мотоциклам, выбрали для себя понравившийся, проехали по два круга. Витька с удивлением почувствовал, что не испытывает того воодушевления, какое было у него раньше при езде на мотоцикле. Да, конечно, ему понравилось и то, что его похвалил Петр Аркадьевич, и то, что на него завистливо глядели другие мальчишки, но упоения от обладания послушной скоростной машиной не было. Поставив обратно мотоцикл, Витька вернулся к инструктору и увидел его испытующий взгляд будто говорящий: "Ну что, радуешься ли ты возможности кататься на мотоцикле?" Еще раз прислушавшись к своим ощущениям, Витка убедился, что совсем ничего не чувствует. "Наверное, так и должно быть, я просто вырос", - подумал Витька…