Закончился очередной учебный год для школьников и впереди три месяца отдыха, приятного время-препровождения, поездок на экскурсии, на отдых в оздоровительные лагеря. Дети заслужили этот короткий отдых, а взрослые обязаны обеспечить его безопасную организацию, в том числе безопасную перевозку детей, доставку их к местам отдыха, в детские оздоровительные лагеря области и за ее пределами. Эта сложная задача лежит на плечах руководителей транспортных предприятий, учебных заведений, которые должны принять все меры для того, чтобы поездка детей была безопасной и комфортной во всех отношениях.
Этот вид перевозок относится к особо сложным, при осуществлении которого предъявляются дополнительные требования как к водителям автобусов, так и готовности транспортных средств.
Владелец автобуса, будь то автотранспортное предприятие или учебное заведение, на балансе которого зарегистрировано транспортное средство, обязан обеспечить техническую исправность автобуса и соответствующее санитарное состояние салона, предоставить автобус на технический осмотр в ГИБДД. Водитель должен проходить обязательный предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль состояния здоровья. С ним необходимо провести инструктаж по правилам перевозки детей. В данном случае водитель для перевозки групп детей назначается из числа наиболее опытных, дисциплинированных, стаж работы на автобусе которого составляет не менее трех последних лет.
Водитель должен знать маршрут движения, иметь схему маршрута с указанием опасных участков, маршрутное расписание с указанием контрольного времени прохождения основных пунктов, контрольное время возвращения. Через два часа, если автобус не вернулся в назначенное время, необходимо организовать его поиски. Скорость движения не должна превышать 60 км/час, а в колонне - 40 км/час. спереди и сзади автобус должен быть обозначен знаками Перевозка детей. Перевозка детей в темное время суток и в условиях недостаточной видимости запрещена.
При организации любых поездок групп детей должны быть назначены руководители групп, проведен с ними и с детьми инструктаж о правилах поведения во время движения, правилам посадки и высадки, правилам поведения во время возможного возникновения нештатных ситуаций во время поездки. причем старшие в салоне из числа взрослых должны находиться у каждой пассажирской двери автобуса, фамилии ответственных вписываются в путевой лист автобуса. Руководитель должен иметь список детей, при массовых перевозках - копию уведомления органов ГИБДД о перевозках детей. Количество пассажиров в салоне автобуса не должно превышать количества посадочных мест.
во время движения пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности, окна и форточки должны быть закрыты. При посадке в автобус и высадке водителю запрещается покидать свое рабочее место, применять движение задним ходом, нарушать график движения и установленный маршрут.
В том случае, если автобус для перевозки детей нанимается в автотранспортом предприятии, в обязательном порядке заключается договор фрахтования или заказ-наряд, которым предусматриваются условия использования автобуса. Договор фрахтования или заказ-наряд, или копия этих документов находятся у водителя от начала и до конца поездки.
Из-за возросшего количества автомобилей, личной недисциплинированности водителей и нарушения скоростного режима, неудовлетворительного состояния автомобильных дорог, в последнее время произошло несколько ДТП, в том числе с особо тяжкими последствиями. Так, в Ставропольском крае в апреле 2012 г. произошло ДТП с школьным автобусом, перевозившим группу детей на музыкальный конкурс, в котором погибло два ребенка и один взрослый, 12 детей пострадали. В Рязанской области в ночь на 24 мая произошло крупное ДТП, в которое попал автобус с детьми. Пострадало 8 человек.
Перевозка детей любым видом транспорта должна быть комфорт-ной, удобной, а главное - безопасной. В этом основная задача руководителей автотранспортных предприятий, учебных заведений, контролирующих органов, родителей и всех заинтересованных лиц.
Александр Булатов,
старший государственный инспектор Межрегионального Управления госавтодорнадзора по Кировской области и Республике Марий Эл.