Каким должен быть педагог дополнительного образования? Так много общепринятых определений: "любящим детей, человеком, зажигающим своей энергией, специалистом в своей области, творческим, терпеливым, умным, честным…". И очень хочется добавить - всегда разным. А потому - думающим, находящимся в постоянном поиске.
Так определяет особенности своей профессии педагог дополнительного образования Юлия Владимировна Кощеева. Путь ее в эту сферу педагогики простым не был, впрочем, как и у многих других, хотя учителем она мечтала стать с детства. Да и как иначе, ведь и мама ее работала учителем, и тетя, и бабушка со стороны матери, и сестра бабушки...… Так что разговоры о школе, учениках, внеклассных мероприятиях слышала она в своем доме постоянно.
После окончания основной Лудяно-Ясашинской школы Юлия поступила в Орловское педагогическое училище. Закончив его, с 1993 года работала в общеобразовательной школе №2 г. Нолинска в должности пионервожатой. С первых же дней работы в школе девушка поняла, что с выбором профессии не ошиблась - работа с детьми ей очень понравилась.
С 1995 года Юлия Владимировна стала учителем начальных классов. К каждому уроку она готовилась как к своеобразному спектаклю. Ее художественные способности позволяли ей готовить уникальные наглядные пособия, придумывать интересные развивающие игры. А как старалась донести знания до каждого ребенка! Она проводила множество дополнительных занятий, не считаясь со временем и после уроков, и во время каникул!
И все же Юлия чувствовала, что не до конца удовлетворена своей работой. У нее было хобби - вязание. Еще в школьные годы на кружке девочка приобрела навыки вязания - вначале просто набирала петли, постигала тонкости создания разных узоров. Это занятие увлекло ее так, что она могла ночами сидеть, заканчивая какое-либо изделие. Поначалу это были носки, варежки, береты. В 8 классе она связала себе первую кофточку, не представляя, что делать это нужно по выкройке. Однако сшила в свободной форме и носила эту вещь долго, даже на занятиях в педучилище. Постепенно пришло мастерство. Изучая книги, она свободно стала вязать свитера, кофточки, шапочки…
Стремление к творчеству привело ее к работе в ДДТ. Как только там освободилось место, она перешла туда на должность педагога дополнительного образования. Вначале вела занятия в изостудии, а потом в кружках "Паутинка" и "Сувенир". Пригодился и ее опыт работы с детьми младшего школьного возраста. Юлия Владимировна долгие годы проводит занятия для дошколят в ШРР (школе раннего развития). Двухгодичное обучение основательно готовит малышей к обучению в школе - ребята после занятий в ШРР учатся на "хорошо" и "отлично".
Юлия Владимировна в совершенстве владеет мастерством вязания на спицах и крючком, постепенно освоив разные виды этого рукоделия и обучая этому своих воспитанников. Сама она говорит о своей работе так: "Я все время нахожусь в творческом поиске новых техник, приемов, сюжетов для вязаных работ. Помочь ребенку определиться, найти любимое дело, которое будет увлечением всей жизни, а, возможно, и профессией, это одна из задач дополнительного образования. Имея общие интересы, педагог и воспитанники становятся родственными душами, единомышленниками. Доверие ребенка к педагогу возрастет, и выходит на передний план одна из главных функций дополнительного образования - воспитать настоящего человека. Моя деятельность, как педагога, всегда направлена на создание "ситуации успеха", равных стартовых возможностей, развитие творческих способностей. Я делаю то, что люблю, знаю и умею и стараюсь передать это своим воспитанникам".
Кропотливая и творческая работа Юлии Владимировны приносит свои плоды. Ее труд отмечен многими наградами. Перечислю только некоторые из них:
Диплом третьей степени призеру 9-го областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2009 г.);
диплом за победу в районном конкурсе "Учитель года-2011" в номинации "Педагог дополнительного образования";
диплом первой степени в номинации "Презентация педагогического опыта" межрегиональной выставки-конкурса творческих работ детей и педагогов по декоративно-прикладному творчеству "Вятские мастера" (2012 г.);
сертификат общероссийского конкурса "Моя уникальная методика преподавания в учреждениях ДО";
грамота 9-го межрегионального смотра-конкурса методических работ педагогов образовательных учреждений за 3 место в номинации "Лучшая методическая разработка";
диплом победителя (1 место) 10-го Всероссийского творческого конкурса "Талантоха";
диплом победителя (1 место) международного конкурса "Евроконкурс" "Сокровищница России" (2016 г.);
диплом 1-ой степени Всероссийского интернет-конкурса "Педагогический триумф" (2016 года).
Перечень реализованных проектов: "Цветы любимой маме" (ноябрь 2015 г.), "Подарим тепло наших рук ветеранам" (май 2015), "Игрушки для елки своими руками" (декабрь 2015); "Цветы для ветеранов" (февраль 2016); "Вкусные истории" (май 2016).
Немало наград за участие в разных конкурсах и у воспитанников Юлии Владимировны. Их очень много, не буду называть, чтобы не обидеть тех, кого не упомянули, а всех перечислить невозможно.
Но не только в работе проявляются таланты этой женщины. Стены ее квартиры украшены многочисленными вышивками крестиком, причем помогают в этом виде рукоделия две дочери, которые умеют вязать почти не хуже своей мамы. Салфетки, скатерти, другие изделия украшают ее уютную, со вкусом оформленную квартиру. Конечно, делали они всю эту красоту вместе с мужем, художником росписи по дереву.
Всей семьей они любят бродить по лесам, полям, угорам, замечая каждую красивую травинку, цветок, бабочку, запечатлевая это на фотографиях. Лучший отдых для семьи Кощеевых - походы на природу, иногда сплавляясь по рекам на своей лодке. И сама Юлия Владимировна - творческая натура, настойчивая, трудолюбивая, упорная, тактичная, любящая красоту во всех ее проявлениях, безусловный пример не только для своих дочек, но и своих воспитанников. В этом году - ее фото на районной Доске почета. А многие другие ее достижения еще впереди!