С ребятами из краеведческого кружка мы побывали в гостях у замечательного человека, педагога с большой буквы Липовцева Бориса Михайловича. Мы заранее назначили встречу. Волновался Борис Михайлович, волновались и дети. Они впервые брали интервью. Вот что он поведал нам:
- Родился я в д. Редькино Лебяжского района 9 мая 1941 года. Символично: число и месяц - это радостный день Победы. А вот 1941 год - горестная дата, начало Великой Отечественной войны. В первые дни войны ушёл на фронт отец и погиб. Так что я вырос без него. А в семье ещё было четверо детей. И меня, как самого маленького, в 5-летнем возрасте увезли в п. Медведок к дяде и тёте. Здесь я и вырос. Обучался в Медведской школе с 1 по 10 классы.
- Что вам особенно запомнилось в школьные годы? - спросила Бориса Михайловича Лопаткина Анастасия.
- Запомнились вечера, художественная самодеятельность. У нас была чудесная вожатая Лапшина Зоя Алексеевна. Мы с ней ставили спектакли "Артёмка", "Тимур и его команда" и другие.
Помнит также Борис Михайлович, как они добирались на смотр художественной самодеятельности в Нолинск. Автобусы в то время ходили редко или вообще не ходили, и приходилось добираться на тракторе. Обычно уезжали в один день, а возвращались в Медведок на другой день. Ночевали в Нолинске. Бывало, просто на стульях в школе. Но такая была романтика. Вообще учиться было интересно. Мы до сих пор встречаемся со своими одноклассниками. У нас было 2 десятых класса, примерно по 23 человека. Классы были большие. Работали в две смены, и третья смена была вечерняя.
- Часто ли бывали у вас танцы? - спросил Червоткин Дима.
- Да, танцы в школе были. В ДК нас не пускали, потому что молодёжи в посёлке было очень много. Директор школы Зайко Владислав Петрович относился к нам благосклонно и разрешал танцевать в школе. Были молодые учителя, они с нами дежурили на вечере. Хулиганства не было. Было очень спокойно и пристойно.
- Почему вы выбрали профессию учителя? - поинтересовался Алексей Харинов.
- Я уже упоминал Зайко В. П. Это был прекрасный математик. Жена его, Нина Михайловна, работала языковедом в школе. Оба эмоциональные, талантливые. Мы были в них просто влюблены. И это повлияло на мою судьбу. К технике я был равнодушен, поэтому выбор пал на эту профессию. Я поступил в пединститут не раздумывая. С первого курса в институте был старостой драматического кружка. Ставили пьесы: "Маленькая студентка" Погодина, "20 лет спустя" М. Светлова. Ездили агитбригадой по районам. Один читает лекцию, другие ставят концерт. Было очень здорово! После окончания института автор книги "Математика в школе" Ф. Ф.Нагибин пригласил меня работать на кафедре. Я вначале согласился, а потом отказался. В Медведке был на практике целый год. Здесь было место учителя математики, так я остался работать в названной школе.
- Сколько лет вы проработали в школе? - задал очередной вопрос Дима.
- Около 40 лет. Являюсь ветераном труда и имею звание "Отличник народного просвещения". Мне очень повезло с коллегами. Были целые династии учителей, которые работали в школе. Также семьи работали, то есть муж с женой. Это Лопаткины: Анатолий Васильевич и Лидия Павловна, Вихаревы: Александр Афанасьевич и Нина Ивановна, Шамовы: Павел Васильевич и Юлия Павловна, Тетерины: Борис Александрович и Валентина Николаевна. А какие у нас были сильные педагоги в начальной школе! Это Полуэктова Н. В., Ардашева И. М., Шамова Ю. П., Ведерникова А. С., Соковнина Н. Ф. Прекрасными учителями были муж с женой: историк - Соколов И. А., биолог - Екатерина Ильинична. Чего только не росло на пришкольном участке! Вспоминаю Шелепень Зинаиду Георгиевну. Она возила нас на экскурсии по разным городам. Мне посчастливилось работать со многими хорошими людьми и прекрасными педагогами.
Борис Михайлович даже пошутил: "Как бы кого не забыть и не обидеть, потому что действительно учителя были исключительно добросовестные и трудолюбивые. Анатолий Васильевич Лопаткин вёл судомодельный кружок. Дмитрий Семенович Кассихин - авиамодельный. Сделанные руками школьников самолеты запускали при публике. А однажды на демонстрации запустили ракету. Восторгу не было предела. Такое было зрелище!"
Борис Михайлович неоднократно вспоминал, как работал драм-кружок в школе. И опять он вернулся к этому разговору и отметил, что роль Сашки в спектакле "20 лет спустя" играл нынешний директор Медведской школы Родыгин Александр Данилович. Со спектаклем "Лебединая песня" с учителями ездили в с. Кырчаны и дважды ставили его в Медведке.
- Кого из учеников особенно помните? - хотел уточнить Алексей.
- Особенно запомнились классы, где выпускались Фоминых А. Г., Дрягин А., Лопаткина Е., Машковцева М., Вихарев А. и многие другие. Многими выпускниками может гордиться Медведская школа. Она всегда была в почете. Знаю, что Сбоев Александр окончил физико-технический институт в Москве. Работает в фирме, ездит за границу с научными разработками. Мартынов Анатолий - директор завода в Ростове-на-Дону, окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта. Богатырев Сергей окончил этот же институт. Многие поступали туда учиться, так как поселок был водников. Горжусь Лаврентьевым Анатолием, который одним из первых поступил, хорошо учился и окончил институт имени Баумана в Москве.
- Что бы вы пожелали нам, сегодняшним школьникам? - спросила Лопаткина Анастасия.
- Хочу пожелать, чтобы ученики нашли применение тем знаниям, которые они получили в школе. Были настоящими людьми: умными, успешными, творческими. Нашли бы своё место в жизни. Будьте оптимистами, живите с верой в будущее, без этого нельзя.
На этой доброжелательной ноте мы расстались с Борисом Михайловичем. Думаем, что он ещё неоднократно посетит школу, проведет встречи с нынешними учениками. Спасибо вам огромное, Борис Михайлович, потому что вы и мой учитель тоже. Я помню вас как педагога-методиста, который многому научил меня, когда-то начинающего учителя.