Племколхоз Шварихинский нынче наконец-то пустит в эксплуатацию первую очередь несколько лет строящегося животноводческого комплекса. Это даст возможность увеличить поголовье скота. Да его и сейчас на фермах уже больше, чем было в прошлом году. Следовательно, возрастает потребность в кормах, что учтено при составлении годового производственного плана. Весной больше посеяно зерносмеси для закладки на зерносенаж, проведен уход за многолетними травами, а в связи с нехваткой массы для заготовки сена предусмотрено выкосить все ранее неиспользуемые неудобицы. Поскольку объем кормозаготовительных работ возрастает, а техника довольно устаревшая, то изысканы средства на приобретение по лизингу силосоуборочного комбайна Дон-680.
Почему по лизингу? Дело в том, что у хозяйства не хватило средств сразу на полный расчет. В связи с этим такой факт привел агроном хозяйства А. Л. Чайников. Он рассказал, что его дочь, окончившая факультет иностранных языков, сейчас находится на стажировке в США, так там литр бензина стоит один доллар, а фермерам за литр молока платят три доллара. У нас же почти все наоборот. Поэтому и не хватает средств на покупку дорогостоящей техники.
На днях пришлось увидеть новый агрегат в работе. На него сейчас вся надежда, хотя старая техника на всякий случай приведена в готовность, но на скашивании трав для силосования применяется именно только этот высокопроизводительный и надежный Дон. Причем в две смены. Механизаторами сюда назначены А. Н. Черемухин и В. Е. Девятьяров, имеющие значительный опыт работы на кормозаготовительной технике. Один из них начинает косовицу трав с трех часов утра и заканчивает в полдень, затем за руль садится другой и работает до 9-10 часов вечера. В каждой из смен на отвозке массы задействованы по три транспортных единицы.
Для ускорения темпов заготовки кормов закладка силосной массы ведется не только у ферм, но и в поле. По возможности поближе к основной проезжей в любое время года дороге. В начале этой недели заполняли траншею у поворота в деревню Ключи, рядом с полем тимофеевки. На трамбовки массы работает бульдозер. Кроме того, применяется и Кировец. Для лучшего качества корма трамбовка идет почти круглосуточно. На силос косят еще козлятник и клевер. Учетом поступающей зеленой массы заняты сотрудники бухгалтерии и зоотехники.
- Это у нас уже четвертая траншея, - говорит главный агроном хозяйства А. Л. Чайников, ответственный за заготовку сочных кормов.
Скоро эта траншея будет заполнена, и специалист спешит отвести место неподалеку для другой.
- Запланировано заложить 7500 тонн силоса и сенажа в готовой массе, свыше половины этого количества уже запасено. Мы намерены заготовить сочных кормов больше предусмотренного планом. Такая возможность есть, и это учтено еще в период полевых работ, с расчетом на новый кормозаготовительный комбайн. Хотя площадей на зерносенаж нынче больше, чем прежде, да и виды на урожай радуют, но на закладку зерносенажа не будем жалеть и зерновые в чистом виде. Яровые мы сеяли в два срока, чтоб по мере поспевания побольше их успеть скосить на зерносенаж. Дело в том, что парк зерноуборочных комбайнов из-за старости не очень надежен, то часть их нагрузки возьмет на себя новый силосоуборочный Дон. А зерносенаж для скота, пожалуй, даже выгоднее, чем зерно, которое еще пришлось бы сушить, сортировать, да размолоть на фураж. Вот такая наша стратегия, - делится председатель.
- Главная же проблема сейчас - сено. Из 1850 тонн на сегодня запасено 700. Хорошо, что половина из заготовленного уже под крышей. На транспортировке рулонов работают два КамАЗа с прицепами и два погрузчика, один из которых занят в хранилищах. Сейчас темпы сенокоса застопорились из-за ненастья, - показывая сводку интернета, в которой на все три предстоящие дня прогнозируются дожди, - тревожится Леонид Семенович Симонов.
- Однако механизаторы, возглавляемые Александром Геннадьевичем Телегиным, при первой возможности продолжают сенокос. План все-таки они намерены выполнить, - подводит итог нашей беседы председатель.
Ну и еще немаловажная деталь. Все, кто работают на заготовке кормов, а также пастухи обеспечены горячим питанием. На доставке пищи две автомашины, в том числе и председательский УАЗ. Первый рейс - в восемь утра в силосозаготовительное звено, второй - в полдень к сенокосчикам и пастухам, а в 4-5 часов вечера кормят вторую смену кормозаготовительного звена. И так ежедневно, пока коллектив не справится с объемами заготовки кормов на предстоящую зимовку.
Николай ШЕМПЕЛЕВ, наш корр.
*