В первой декаде сентября состоялись публичные слушания по проекту бюджета области на 2011 год. За комментариями мы обратились к нашему депутату Законодательного собрания, председателю комитета по законодательству и местному самоуправлению Лихачеву Михаилу Валентиновичу.
Формирование основных параметров бюджета было основано на показателях прогноза социально-экономического развития области и бюджетном послании губернатора области Н. Ю.Белых. Прогноз поступления доходов составлен по оптимистичному варианту. Бюджетные ресурсы сконцентрированы на ключевых приоритетах. Остановлюсь на главных, ключевых составляющих.
Первое. Первостепенная роль отведена собственным доходам. Прогноз на 2011г. - 17,2 млрд. рублей (рост к ожидаемой оценке текущего года на 1 млрд. рублей). В структуре собственных доходов основное место отводится налоговым доходам, объем которых спрогнозирован в сумме 16,3 млрд. рублей (рост к ожидаемой оценке этого года 9,5%). Основными бюджетообразующими доходными источниками будут: НДФЛ (6,1 млрд. рублей - рост на 7,6%); налог на прибыль организаций (3,9 млрд. рублей - рост на 14,6%); акцизы по подакцизным товарам (3,6 млрд. рублей - рост 8,1%); налог по "упрощёнке" (1,2 млрд. рублей - рост 24,5 %); налог на имущество организаций (1 млрд. рублей - рост на 9%).
Учитывая, что проект федерального бюджета на 2011 год будет направлен в Государственную думу до 1 октября текущего года, прогнозирование безвозмездных поступлений (федеральных денег) осуществлялось исходя из плана этого года - 12,4 млрд. рублей. Эта цифра не учитывает в полном объеме федеральные средства, направляемые в рамках межбюджетных отношений через федеральные министерства, агентства и ведомства, т. к. их распределение будет осуществляться Правительством РФ позднее. Не учтены и безвозмездные поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ (пока не определены лимиты межбюджетных трансфертов субъектам РФ на 2011 год). Поэтому объем доходов бюджета будет уточнен.
Второе. Программно-целевой подход. Финансовые ресурсы сконцентрированы на ключевых направлениях бюджетной политики, обеспечивающих решение важнейших социальных задач и вопросов по поддержке экономики области. Расходы на реализацию ведомственных и областных целевых программ достигли 90,8% от общего объема расходов. При формировании их перечня акцент сделан на решение наиболее актуальных социально-экономических задач. Финансирование целевых программ запланировано в объеме 29,5 млрд. рублей (в 3,4 раза больше этого года). Рост идёт за счет увеличения количества ведомственных целевых программ. В 2011г. на реализацию 76 ведомственных целевых программ запланировано 24,9 млрд. рублей и на исполнение 28 областных целевых программ 4,7 млрд. руб. (рост 15% к уровню 2010г.).
Третье. Основные "точки" при формировании расходов. Рост тарифов по тепловой энергии предусмотрен в среднем на 13,4%. Рост тарифов по электроэнергии - 15%, по водоснабжению и водоотведению - 28,9%. Расходы на заработную плату работникам бюджетных учреждений запланированы с индексацией с 01.06.2011 на 6,5%. Учтено повышение тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды с 26% до 34%.
Сохранены все ранее предусмотренные меры социальной поддержки, при этом размеры социальных выплат проиндексированы с 01.06.2011 на 6,5%, а социальные выплаты, связанные с коммунальными услугами, увеличены на 15%. С 01.06.2011 увеличен базовый размер ежемесячного пособия на ребенка на 27%.
Расходы на иные материальные затраты проиндексированы на 5,5%.
Четвертое. Социальная направленность бюджета. Расходы ориентированы на неукоснительное выполнение действующих обязательств социальной политики и обеспечение объема и качества государственных услуг отраслей социально-культурной сферы. В целом расходы на социально-культурную сферу составят 19,9 млрд. рублей (61% от общего объема расходов). Наибольший объем средств выделяется на социальную политику - 7,9 млрд. рублей (69% этих расходов составляют средства на пособия, единовременные, ежемесячные и ежегодные выплаты отдельным категориям граждан). Финансирование образования запланировано с ростом к текущему году на 9,6% или почти 6 млрд. рублей. На здравоохранение направляется 5,6 млрд. рублей или выше уровня 2010г. на 9,5%. Объем расходов на культуру и средства массовой информации составит 420,8 млн. рублей.
По объему расходов на поддержку отдельных отраслей экономики. Он планируется на уровне 5,4 млрд. рублей (с учетом федеральных средств). Для дальнейшей газификации выделяется 800 млн. рублей. На улучшение состояния жилфонда и коммунальной инфраструктуры - 595 млн. рублей. На дорожное хозяйство - свыше 1,9 млрд. рублей. Расходы по АПК запланированы в общей сумме 1,7 млрд. рублей, из них половина за счет области. Средства направляются на реализацию программ "Развитие агропромышленного комплекса" и "Социальное развитие села" (плюс ветеринарная сеть). В отличие от текущего года удалось уже первоначально предусмотреть часть расходов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и поддержку малого бизнеса, соответственно 23 и 44 млн. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов на 2011 год составит 11,3 млрд. рублей. Средства будут предоставляться муниципальным образованиям по четырем направлениям: средства на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субвенции на исполнение переданных государственных полномочий из фонда компенсации, субсидии из фонда софинансирования расходов и иные межбюджетные трансферты.
Пятое. Госдолг. В качестве источников финансирования дефицита областного бюджета будут привлечены кредитные ресурсы, остатки средств бюджета и поступления от продажи акций. Верхний предел государственного внутреннего долга области прогнозируется в объеме 10,3 млрд. рублей. Запланированы государственные гарантии только муниципалитетам и в пределах 100 млн. рублей по обязательствам перед кредитными организациями.
Шестое. В результате основные параметры областного бюджета на 2011 год выглядят следующим образом: доходы - 29,4 млрд. рублей, расходы - 32,5 млрд. рублей, дефицит - 3,1 млрд. рублей.