Нолинск – небольшой городок земли Вятской, затерявшийся среди дремучих лесов и топких болот. Кольцо Уральских гор укрывает его от северных ветров. В XVI веке марийские охотники и рыбаки по реке, которую они стали звать Оией, берущей начало на севере, открыли богатое урочище для охоты, плодородные земли. Неизвестную до сих пор землю с богатой охотой и рыбной ловлей назвали долинской стороной, далекой, неведомой, "диким полем".
Позднее, с 1653 года, "дикое поле" заселяется марийскими племенами – вотяками, изгнанными татарскими племенами с устья реки Вятки, названной "серебряной Ваткой" (Вяткой) за чистую серебристую воду. Здесь находят "приют" беглые крестьяне, скрывающиеся от крепостничества, солдаты, люди старой веры – старообрядцы. Позднее ушедшие за Урал образуют скиты.
Основание:
"История Вятского края древних времен", том I, издание1870 г. в г. Вятке, основанных на исторических сочинениях преподавателя исторических наук главного народного училища, титулярного советника Александра Вештомова в 1808 году. Охватывает события вятчан с 1174 по1700 гг.
Первые поселения. Ритуальные обычаи
Первые поселения людей на земле Вятской подробно описывает в книге "История Вятского края древних времен" А. Вештомов, которыми являлись марийские, чувашские, мордовские, татарские, а также русские язычники, долгое время сохраняющие древние обычаи захоронения усопших близ жилых домов в специально выстроенных "убогих домах", опуская в яму завернутыми в рогожу без отпевания, проводя его позднее, на 7-ю неделю после Пасхи (Семишника). Особо это касалось захоронения людей бездомных, преступников, бедняков.
"Убогие дома" на территории земли Нолинской располагались на северо-восточной стороне "дикого поля" долинской стороны. В данное время это территории улиц: Б. Чиркова, Советской-Войской, К. Либкнехта-Никольской, Поперечно-Бульварной-Бульварной, Ленина-Нолинской, Первомайской-Чащинской, Успенской площади-Базарный пустырь с постройками хранилищ зерна купца, уральского промышленника Строганова и нолинского купца-миллионщика А.П. Суслопарова. При строительстве двухэтажных каменных домов и надворных построек, при рытье траншей под фундаменты и прочих земляных работах строители находили всевозможные ритуальные предметы, отражающие быт первых поселенцев селения Ноли. Найденные предметы впоследствии сдавали в местный краеведческий музей или закапывали обратно в траншеи.
Указ Екатерины II по благоустройству городов больших и малых.
Нолинское городское кладбище
В 1764 году выходит Указ Екатерины Великой по благоустройству городов, как больших, так и малых. По данному Указу в городах, больших и малых, должно отводиться особое место для захоронения усопших, называемое кладбищем.
Изданный в 1764 году Указ медленно входил в жизнь. В 1770 году Императрицей Екатериной II издается второй Указ, дополнительный к первому, "О строгом запрещении хоронить усопших вблизи жилища", где говорится о том, что "…ритуалы надобно переносить за черту города. На кладбищах строить церкви для справления ритуальных потребностей, иметь смотрителя, отвечающего за порядок захоронения. Преступников, самоубийц, безродных хоронить за оградой кладбища. Духовенство, священнослужителей хоронить в церковных оградах со всеми надлежащими почестями…".
Основание: Сборник материалов к "Истории Вятского края" за 1780-1880 гг., А. Вештомов, т. 1, стр. 72.
После выхода "Дополнительного Указа" устанавливается строгий контроль за соблюдением ритуальных обязанностей, выполняемых органами самоуправления городов.
Город Нолинск
Земская управа в городе Нолинске под захоронение усопших отводит место под кладбище – пустошь за чертой города близ деревни Рябиновщина. В 1840 году Вятский Трифонов монастырь разрешает на отведенной пустоши приступить к строительству ритуальной церкви, которую следовало заложить в праздник Святой Троицы, считая его местом отпевания усопших с ближайшей округи. И в 1842 году в праздник Поклонения Всем Святым кладбищенский храм освящают, дав ему название Всехсвятского, а день Святой Троицы считается престольным праздником. Настоятелем храма утверждается священник Василий Орлов.
Примечание: Династия Орловых служила в кладбищенской церкви с первых дней ее строительства, но основной датой считается 1842-й по 1942 гг. Захоронены Орловы частью в церковной ограде Николаевского собора, последнее захоронение – на городском кладбище с правой стороны от входа с улицы Ленина.
Городское кладбище находилось в ведомстве городской думы, которая заботилась о его благосостоянии, обеспечивая обслугой, куда входили сторож, могильщик для копки и ухода за могилами усопших. Недалеко от храма (с правой стороны от центральной аллеи) находился небольшой уютный домик, в котором жило семейство хранителей кладбища. Домик снесен в конце сороковых годов. Для обслуги же выстроено жилище напротив центрального входа кладбища со стороны улицы Ленина. Сейчас здесь находится контора заведующего ритуальными услугами, сторожа.
Кладбищенские захоронения
Городское кладбище делилось на три территории, а также территории захоронения за кладбищенской оградой, на которой были захоронены неведомые, бездомные, приютские сироты, преступники (кладбищенский вход с улицы Ленина-Слободки). На данной территории в Девичье заговенье проводились ярмарки.
На территории храма, т.е. близ храма, хоронились знатные, почитаемые люди купеческих фамилий. На могилах устанавливались богатые мраморные памятники, привезенные из Москвы или Нижнего Новгорода. Такие мастера, как Кабанов, далеко славились.
Купечество имело свои мемориалы, огороженные оградками чугунного литья, с каменным высоким фундаментом. Захоронения украшались венками из цветной жести, которые сохранились до 30-40-х годов. Вот таким я помню городское кладбище.
Самыми богатыми являлись захоронения-мемориалы "отцов города", т.е. купцов-основателей небольшого, удаленного от губернской Вятки, городка, носящего название Нолинск, т.е. маленького нолика, но богатого культурой, добродетельностью, не отстающего от жизни больших городов, имеющего свою историю. Вспомним их поименно, несмотря на разрушенную память, запечатленную в мраморе.
1. Суслопаров Аполлос Папович – купец первой гильдии, миллионер, почетный гражданин города Нолинска, попечитель детского приюта бездомных детей, военного госпиталя в г. Вятке 1905 года, духовного и земских училищ уезда. Создатель профессионального художественного рогового училища, на базе которого впоследствии создано ремесленное и подаренное им безвозмездно городу для профессионального обучения детей и подростков. Он являлся также попечителем городских и церковно-приходских училищ.
Жена Суслопарова (Поскребышева) Любовь Ивановна – попечитель, создатель на территории своего дома (на ул. Хлебная-Коммуны) первого в городе женского монастыря для вдов, мужья которых погибли в военных действиях при защите Отечества. Сама тяжело больная, ухаживала в богадельне (в данное время д/с №1) за инвалидами германо-японской войны.
Детей супруги не имели и полностью занимались благотворительностью над детским приютом.
Памятники захоронения из белого мрамора снесены, на могиле Суслопарова А.П. захоронения Лобановой Галины Михайловны (№8670).
2. Поскребышев Иван Степанович – купец первой гильдии (мемориал разрушен). Остались два памятника из черного мрамора, привезенные из Москвы водным путем. Заказ выполнялся в мастерской известным для того времени художником и мастером по гравировке купцом Кабановым. Почетный гражданин г. Нолинска, владелец валяной фабрики, купленной у вятского купца-промышленника Александра Зонова в 1838 году вместе с лесными угодиями.
3. Гырдымов Михаил Михайлович – купец второй гильдии, первооткрыватель и основатель торговых отношений земли Нолинской с Вяткой, Нижним Новгородом, Касимовым, Москвой. Все старшее поколение Гырдымовых носило имя Михаил, даваемое в честь покровителя рода, носящего это имя. Дом родоначальника находится на улице Нолинской-Ленина, 17. В данное время перестроен. Надворные постройки и обширный сад соединялись с берегами Оии (Вои). Гырдымовы вели торговлю виноводочной продукцией. Рядом с домом находился вино-водочный магазин (ныне семлаборатория).
В 1812 году, в период войны с Наполеоном, во время засухи, населением Вятки была оказана помощь голодающим Поволжья. Особо помогло купечество Нолинской губернии, отправляя из личных закромов хлебные запасы. Купец второй гильдии Гырдымов М.М. лично водным транспортом доставил в самые тяжелые области голодающих Поволжья баржу с зерном, крупами, мукой, за что получил от Екатерины II награду "Пожизненная родовая грамота" и медали: "За помощь голодающим Поволжья в Отечественную войну 1812 года" и "Почетный гражданин Всия России" (дальнейшая история медали 1812 г. остается неведомой).
4. Маландин Иван Васильевич – купец первой гильдии (захоронение по правую сторону главного входа со стороны Слободки (ул. Ленина). Это благотворитель строительства в Нолинске богадельни и детского приюта.
Маландин Капитон Иванович (сын)– городской голова, отец знаменитого героя Отечественной войны Маландина – генерала Советской Армии, начальника высшего военного училища, участника ВОВ. Мемориал был обнесен чугунной оградой на каменном фундаменте с захоронениями семейных могил. Мемориал, оставленный без присмотра, разрушен. На его месте – неизвестные, заброшенные могилы.
Захоронения родственников Маландиных:
Маландин Сергей Федорович – № 603;
Маландин Алексей Степанович – № 604.
5. Грачев Михаил Васильевич – председатель земской управы, дворянин.
Жена Грачева Екатерина Николаевна – № 998. Памятники имели вид сосновых шишек с чугунным крестом и располагались рядом с мемориалами Гырдымовых и Суслопарова А.П.
6. Злобины Яков Петрович и Роман Петрович (братья), относятся к числу нолинских миллионеров-промышленников.
Я назвала шесть фамилий нолинского купечества, основателей небольшого торгового вятского городка, питающего город не только промышленными и торговыми делами, но и культурой, пополняемой людьми, интеллект которых был выше купцов-первопроходцев, являющихся меценатами провинциального городка. Здесь, на земле Нолинской, они нашли вечный покой.
С разрушением Николаевского собора (в 1936 году) вандализму стали подвергаться захоронения священнослужителей собора и Всех-святской кладбищенской ритуальной церкви.