Мы продолжаем публиковать работы лауреатов литературно-исследовательского конкурса об известных людях Нолинского района, посвященного 110-летию Б. Чиркова. Предлагаемая вниманию читателей работа Ирины Манинец и Надежды Носковой, учителей Татауровской школы, посвящена земляку павлу Пермякову.
П. М. Пермяков (1923-2005) - ветеран педагогического труда, учитель Татауровской средней школы, член областного клуба художников-любителей, дипломант III Всесоюзного фестиваля народного творчества России. Нолинчанам известен как автор более 200 картин.
Детство
Павел Михайлович родился 27 февраля 1923 года в д. Никитинцы Курчумского сельского совета Сунского района Кировской области в крестьянской семьеМихаила Леонтьевича и Федосьи Тарасовны Пермяковых. Из 8 детей выжил один Павлуша. Он оказался самым крепким и стойким. В 1927 году умирает отец, без кормильца мать трудно поднимала на ноги сына. Павел учится в школе села Курчум, мальчик даже не помышляет о том, что судьба одарила его необыкновенным талантом - отображать свои мысли и чувства с помощью кисти и красок на холсте.
Курчум - одно из самых древних сел нашей области. Оно уютно расположилось на холме Вятских увалов. Уже самые ранние впечатления от окружающей природы активно формировали самобытный сильный характер будущего художника.
Первый учитель Исупов Григорий Иванович познакомил пятиклассника Пашу Пермякова с основами рисования, научил любить окружающий мир, воспитал потребность изображать его на бумаге. Павел хорошо усвоил эти уроки. Несмотря на свои юные годы, мальчишка развивает силу воли. В его возрасте, особенно весенней порой, каждому хочется бежать на улицу и резвиться с друзьями на лоне пробуждающейся природы. Вместо этого Павел настойчиво рисует, развивает руку, пробует разные жанры. Ставит непосильную для подростка задачу: Пока не закончу картину, никакой улицы! Он сдержал свое слово. Слово человека сильной воли.
Юность
Сложным стал путь профессионального поиска будущего живописца. В 1938 году после окончания Курчумской семилетней школы юноша поступает в Кировское медучилище. Проучившись в нем один год, из-за материальных трудностей переходит в железнодорожное училище, где получает специальность слесаря-паровозника. Романтической казалась эта профессия - управлять паровозом, ремонтировать его.
Война
В 1941 году Павлу Михайловичу исполняется 18 лет, он получает броню - отсрочку от фронта: в тылу нужны и слесари, и кочегары. Позднее в разговоре о тех суровых годах на станции Верещагино Пермской области он скажет: Что и говорить, всем в войну было трудно, и нам тоже: набросаешься за смену уголька в топку, а поесть - хлеб да кипяток с кусочком сахара, откуда только силы брались - видно молодость помогала. Голодно было, быстрее спать ложились, чтоб о еде не думать.
Позднее приставили смышленого паренька к старому мастеру Петру Агееву, который ремонтировал точные механизмы в управлении паровозов. Приглядывайся, но недолго, скоро военный заказ будем делать, - предупредил опытный наставник. Вот так вятский юноша освоил устройство паровоза, например, знал несколько способов установки манометров. Начинается самостоятельная работа в должности слесаря-автоматчика на грузовом паровозе № 2590 Ф. Д. (Феликс Джержинский), получившем во время войны звание Лучший комсомольский локомотив 1942 года. Павел Пермяков и еще трое юношей придумали использовать в качестве топлива не дрова, а паровозную нефть. Необычно для тех времен и экономно. Главное - облегчили труд всей бригады. На фронт везли солдат, военную технику, продовольствие;...
Крокодил на паровозе - так называлась станционная рукописная газета, в которой высмеивались неполадки на железной дороге, критиковались недобросовестные рабочие. Редактором и художником этой газеты назначается Павел Пермяков. Несомненно, самым интересным в Крокодиле стали рисунки редактора газеты. Именно эти первые публичные зарисовки, по мнению Павла Михайловича, стали первыми шагами в большую живопись: Я не думал, что та редакторская работа подтолкнет меня впоследствии к моему большому увлечению рисованием, приведет в школу, где я с удовольствием буду учить живописи ребят сначала в Сунском районе, а потом в Татаурове.
В 1943 году от сквозняков, холода и недоедания Павел Михайлович заболел воспалением легких, а позднее услышал от врачей диагноз - туберкулез легких. Болезнь проходила в острой форме. Результат - инвалидность, запрет работать на паровозе, долгожданное возвращение на Вятку, к матери в Курчум. К счастью, здоровье постепенно возвращалось. В течение двух лет работает директором Дома культуры: неутомимый юноша проводит политинформации, громкие читки новостей с фронта, организует акции Все для фронта, все для победы, готовит концерты с молодежью. Конечно, ему постоянно приходилось что-то оформлять, поэтому все это время не расстается с кистью и красками: появляются новые и новые наброски будущих картин.
Послевоенное время
После войны мужчин в колхозе не хватало, а Павел Михайлович, хоть и недомогал, но активистом был всегда. Его назначили председателем колхоза Труженик Сунского района. Еще труднее было, чем на паровозе: там хоть дело свое знай и работай, а здесь народ - бабы, девки, парни да пятеро мужиков, вот весь колхоз.; Сил не хватало. Но сказали: Надо! И работал. Только в 1950 году ушел в школу учителем рисования и физкультуры, стал работать вместе с женой Алевтиной Семеновной, - вспоминал Павел Михайлович.
Период жизни в селе Татаурово
В 1954 году супруги Пермяковы вместе с сыном Валерием и дочерью Антониной переезжают в село Татаурово - центр Татауровского района, в котором проживало около 14 тысяч человек. Супруги Пермяковы продолжают учительскую деятельность в Татауровской средней школе, которая потребовала повышения профессионального мастерства. В 1958 и 1973 годах Павел Михайлович заканчивает два факультета Заочного народного университета искусств: рисунка и живописи и декоративно-оформительского.
Дружная семья Пермяковых крепко пускает свои корни на татауровской земле. Вырастили трех замечательных детей и дали им высшее образование.
На протяжении 29 лет Павел Михайлович преподает рисование, черчение, труд, физкультуру. Увлеченно занимается фотографией (собирает собственный фотоаппарат!), оформительской работой, изготовлением масок для новогодних праздников, артистично играет на гармошке.
Молодая учительская пара активно занимается культурно-просветительской работой на селе: участвует в концертах, встречах со знаменитыми земляками, такими, как писатель Андрей Блинов, Василий Субботин.
Через всю жизнь Павел Михайлович пронес верность любимому делу. Рисовал пейзажи с изображением села Татаурова и его окрестностей, мест, связанных с историей рода художников Васнецовых, а также натюрморты, портреты, картины на духовную тему.
Темы для будущих картин художник брал из сельской жизни. Вот натюрморты, написанные яркими, сочными красками: Грибы и огурцы, Щедрость лета. На последнем натюрморте тщательно нарисованы около 50 предметов. Это и кабачки, огурцы, морковь, клубника, грибы, помидоры, цветы...; Только что сорванные ярко-красные ягоды клубники и зрелые помидоры оттеняют коричневую поверхность стола. Предметы настолько объемны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение от глиняной вазы с водой, влажность и упругость спелых огурцов и яблок. Вот насколько щедра вятская земля - основная мысль данного полотна! Можно подолгу рассматривать каждую картину и находить поразительное сходство с жизнью.
Особое место в галерее П. М. Пермякова занимают картины Васнецовской тематики: Дол под Курчумом, По Васнецовским местам, Екатерининская часовня, В Екатерининской волости. Почему же автор обратился к данной теме? Прежде всего, потому, что село Курчум - это малая родина живописца, где он появился на свет, где прошли его детские и юношеские годы.
Но не только эта причина вызывает огромный интерес художника к родным местам. Оказывается, что в селе Курчум, основанном в 1661 г., родилась и проживала бабушка знаменитых братьев-художников Ольга Александровна Вечтомова-Васнецова, провел свои детские и юношеские годы отец братьев-художников Михаил Васильевич Васнецов. Сюда, в село Курчум, каждое лето приезжали на поклон к бабушке Виктор и Апполинарий. Значит, Курчум - село Васнецовское!
Воображение художника богато запомнившимся с далекого детства деревенским бытом, о котором современное поколение имеет весьма смутное представление.
Сердце начинает учащенно биться, когда с высокого угора постепенно открывается взору панорама родного села. На картине Первый снег Павел Михайлович запечатлел въезд в с. Татаурово. Перед нами 70-е годы прошлого века: грунтовая дорога, старый мост через реку Лудяну, сельская баня, аптека. Художник остановил на своем полотне время, показал село, припорошенное первым снегом. Чувствуется легкий морозец, свежесть, простота и неброская красота ясного ноябрьского утра.
Взор зрителя падает на дом, изображенный слева на картине. Это дом-галерея П. М.Пермякова. В летнюю пору он выглядит так. Прекрасна по колориту, напоминает разноцветный ковер картина Дом-галерея. Асфальтированное шоссе. Крутая лестница с перилами ведет на чердак дома, раскрытые настежь двери. Это говорит о том, что галерея всегда готова принять посетителей. Действительно, возникает желание взобраться по лестнице и оказаться в удивительном мире искусства.
Продвигаемся в центр села и останавливаемся вместе с автором картины Утро села на перекрестке. На переднем плане группа людей, двое мужчин здороваются друг с другом. Слева - часть остановки, рейсовый автобус, поджидающий торопящуюся женщину с сумками. Только что установленный памятник погибшему солдату (1967 год), окруженный набирающимися сил молоденькими кленами. Село показано на фоне просыпающегося летнего неба. И люди, и природа пробуждаются, радуются началу нового дня - такова главная мысль этого полотна.
На переднем плане картины Старая почта мы видим запряженную в сани и покрытую попоной лошадь. Скорее всего, ее хозяин отправился по делам на почту. На заднем плане еще одна лошадь, человек, несущий воду на коромыслах.
В центре нашего села располагается Богоявленская церковь. С помощью кисти и красок Павел Михайлович воссоздал внешний вид этого храма, сумев при этом затронуть душу односельчан. На картине Старое Татаурово мы видим нашу церковь такой, какой она выглядела 200 лет назад. Сельская улица не безлюдна. Художник дорисовал сидящего у входа в церковную ограду нищего, мужика в азяме, крестьян, едущих в телеге на деревянном ходу. Прислушайтесь, и вы услышите колокольный звон, призывающий прихожан на службу. Жаль, что это так и останется в прошлом.
Недалеко от церкви находился хлебозавод, который 20 лет назад выпускал продукцию и обеспечивал ею всю округу. Хлебовозка. Так по-простому, с любовью народ назвал машину, развозящую хлеб. На картине Хлебозавод мы видим только часть этого большого здания. Это магазин Хлеб. Оказывается, в прошлые времена хлеб можно было купить прямо из печки, и тут же отломить и попробовать горячую, свежую, ароматную корочку. Идущий из трубы дым удачно сочетается с розоватым оттенком неба. Машина, люди, дым придают картине динамику.
Период жизни в Татаурове стал расцветом творчества Павла Михайловича. Его картины выставляются на республиканских, областных, районных выставках и приносят успех художнику, который на протяжении 25 лет являлся членом областного клуба художников (г. Киров). За свой труд награжден грамотами департамента культуры и искусства Кировской области, Российской академии образования, Министерства культуры РСФСР и другими.
За десятилетия творчества накапливается более 200 работ разной тематики и разных жанров. Ими увешаны стены небольшого дома. От неправильного хранения полотна приходится постоянно подрисовывать, подкрашивать. Павел Михайлович обращается к местным властям с гениальной идеей создания в селе музея. Для этого требуется помещение. Это случилось в конце 80-х, в годы перестройки. Никто не поддержал сельского художника. Прекрасно владея столярным и плотницким инструментом, встретив 65-летний юбилей, пожилой человек самостоятельно ставит стенки на чердаке дома, мастерит пятиметровую лестницу с перилами, развешивает полотна и обустраивает домашнюю картинную галерею. Единственную на то время в Кировской области! На ее торжественное открытие в июне 1989 г. приезжают гости из областного центра и районов. Об этом знаменательном для Татаурова событии снят фильм Художник.
С тех пор татауровцы получили возможность прикоснуться к прекрасному: в любое время открытой души Человек Павел Михайлович Пермяков был рад гостям.
Память
Жаль, что уже 6 лет нет с нами этого Мастера, но удивительно: память о нем живет среди односельчан в его картинах. Их бережно хранят его дети и внуки.
Творенье может пережить
творца:
Творец уйдет, природой
побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело.
* * *