Газета Нолинского района (12+)

Это было недавно... Это было давно...

Просмотров: 310Комментарии: 0
КраеведениеРайонГородНовости

Детская душа всегда отзывчива на песенную красоту, на музыку. В Верховойской семилетке, тем более дома, в Шмаках, никто нам не рассказывал о музыке, о композиторах, об авторах песен, а урок пения считался не главным, хотя школьный хор выступал не только со сцены сельского клуба, но и был активным участником всех смотров и конкурсов в райцентре с. Богородского. В детстве и юности, конечно, мы наслаждались песнями деревенского хора, а некоторые песни даже подпевали и знали. Очень любили гармошку и частушки.

Честно сказать, звуки музыки в деревне были повсюду, стоило только прислушаться и присмотреться. Маргарита Котомцева, одна из любимых моих поэтесс, так пишет: "Люблю деревенские звуки, кокот кур и мычанье коров, топоров отдаленные звуки мне волнуют крестьянскую кровь…" Пение петухов, кокот кур, блеяние овец и коз, чириканье воробьев и теньканье синиц в черемухах, ненавязчивый шум деревенского ключа вечером, кваканье лягушек, шелест березы под окном, шум тополей...… А пенье жаворонка в июньской синеве неба? Это же целое музыкальное произведение! Все это благотворно влияло на детскую душу. Для меня, как человека старшего поколения, баян и гармонь - до сих пор любимые музыкальные инструменты. Все это из моей деревни, передалось от предков. Жаль, что сейчас со сцены ДК гармошка и баян звучат все реже и реже. Хотя всегда с желанием, интересом и каким-то душевным трепетом я воспринимаю волшебное звучание этих музыкальных инструментов.

Лето в родной деревеньке Шмаки (в 1950-х годах) у деревенской ребятни было наполнено не только трудом, но и маленькими радостями. Большой стайкой девчонок и мальчишек бегали мы в Чирки на вечерки. Летом в Чирки, да и во всей округе, приезжала на каникулы молодежь к своим родственникам. По выходным и праздникам собирались на вечерки у кого-нибудь под окошком (если хозяева не возражали). Чаще всего встречались у шоссейки (Богородское - Зуевка). Клуба в деревне еще не было. На завалинке, на скамейке сидел гармонист в окружении своих друзей. Девчата нарядные и "заводные" плясали "крУгом". В этом кругу была всегда голосистая, бойкая запевала (или две), у которой частушки лились как из "рога изобилия". Остальные подпевали, а потом отбивали дробь (дробили) своими туфельками.

Иногда устраивали перепевки между собой "на кругу", кто больше частушек знает. и дробить надо было тоже умело: в такт, в ритм. Частушки про дролечку, ягодиночку, миленочка, залеточку, ухажера-игрока пели всегда:

Золотые ваши руки

научилися играть,

Только я не научилась

под гармошку напевать.

Деревенские парни, сидя рядом с товарищем-гармонистом, вели себя с большим достоинством и частушки пели как-то по-особенному, по две строчки с гармонным проигрышем и мелодия была немного другая:

Купи, тятя, колокольчик

под зеленую дугу,

Забривают мою голову

во нынешнем году.

Не стригите мои кудри,

не печальте девушку,

Она и так уже ревет

четвертую неделюшку.

Пели и непристойные частушки, издевательские, охальные (когда под градусом). Но вообще-то это на вечерке не приветствовалось. И девушки-певуньи и плясуньи всегда явно выражали свое недовольство. Вечерка останавливалась, замолкала. Гармонист отдыхал. Потом пляски и веселье продолжалось с новой силой.

Мы, шмаковская ребятня, девчушки-школьницы, плясать со взрослыми девчатами стеснялись, хотя очень любили всех разглядеть, послушать гармошку, частушки, понаблюдать за веселой запевалой на кругу, разглядеть наряды, кто как умеет дробить. Вечерки были разные по продолжительности и по веселью. Иногда мы задерживались на вечерках часов до 2-3-х. конечно, родители наши такие длительные прогулки до Чирков не очень-то приветствовали: завтра новый трудовой день, работы хватало всем, вставать надо рано, самый край - 6 часов. На вечерки взрослые девчата надевали ситцевые, штапельные платья с отрезной талией. Юбка платья была в складку или клиньями (6,8,12 клиньев), рукавчик - фонариком или крылышками. И обязательно поясок, хоть длинный, хоть короткий. По одно время вместо пояса носили черный широкий лаковый ремень с блестящей пряжкой - шик! Деревенские модницы смотрелись нарядно. В моде были туфли черные или коричневый на низком каблучке и обязательно белые носочки с загибом. У нас в деревне модницами были тетки Таисьи Бушмакиной дочери - Нина и Анфиса, а еще Валя Кощеева. Все они в 1950-х трудились в городах Урала, приехав в отпуск, демонстрировали свои наряды и прически: косы с яркими заколками и зажимами. Всегда нарядно на вечерки наряжались сестрички Кузнецовы Римма и Зоя. А еще в те далекие годы девушки носили парусиновые белые тапочки с голубым ободком по краю и застежкой. Чтоб они были белее и чище, их начищали мелом. И обязательно белые носочки с загибом. Смотрелось очень красиво!

Когда в деревне игрались свадьбы, у девушек был такой обычай: за свадебный вечер девчата переодевались по несколько раз, т.е. показывали все свои наряды! Это не оставалось незамеченным у всех участников свадебного торжества, в том числе, конечно, и у парней. Помнится, в 1950-х годах деревенские парни, отправляющиеся в армию (по-деревенски "некрута") катались шумною ватагой на лошадях, с колокольчиком под дугой. Девчата украшали сбрую атласными разноцветными лентами, цветными косынками. Все это блестело и развевалось на ветру. Гармонист на облучке тарантаса играл наигрыш, а парни с большим куражом пели частушки:

Эх, гуляйте, допризывники,

гуляйте, молодежь,

За 7 тысяч километров

на вечерку не придешь.

По всей деревне огоньки,

гуляй последние деньки,

Последние неделюшки,

до свиданья, девушки.

Ночки темные осенние,

сверкают огоньки,

Гуляют наши допризывники

последние деньки.

Всех товарищей - в пехоту,

меня, мальчика, - на флот,

На четыре года взяли

на военный пароход.

Надо сказать, что провожали парней в армию всей деревней. Устраивали провожанки, на которые собиралась родня, однодеревенцы, друзья и подружки новобранца. Так, видимо, повелось на Руси издавна, когда солдатская служба и рекрутчина таили в себе много опасностей и военных столкновений. В 1950-60-х годах страх перед войнами был очень высок. Еще свежи были раны, нанесенные Великой Отечественной войной. И родители провожали своих сыновей на 3-4 года с большой тревогой.

В нашем семейном фотоархиве сохранилась фотография с провожанок Володи Кривоносова (ноябрь 1971 года). Он работал электриком совхоза "Чирковский". Молодежи было много. Пели, плясали. А на второй день пришла провожать вся деревня, особенно женщины: в фуфайках, в ежеденных шалюшках, прямо от печи, от хлева...… Пришли пожелать новобранцу доброго пути и благополучного возвращения в родную деревню.

В 1950-х годах вечерки под окном были основной формой отдыха молодежи. А в 1960-х вечерки под окошком уже не устраивали. Вечера отдыха, танцы, кино проводились в деревенском клубе, где было много музыки и света. Чирки для нас, шмаковцев, были не только местом отдыха в деревенском клубе, туда отправлялись в магазин (в Сысах) за хлебом, продуктами; это была остановка автобуса "Богородское- Зуевка", там была контора пятого отделения колхоза "Богородский", а потом контора 1 отделения колхоза "Чирковский", сюда в клуб изредка приезжала агитбригада из Богородского.

После шестилетнего пребывания Богородского района в составе Зуевского (1959-1965 г.г) Богородский район вновь приобрел свою самостоятельность, началось разукрупнение огромных сельхозпредприятий в более мелкие самостоятельные. В апреле 1965 года был создан колхоз "Чирковский". Центр вновь созданного колхоза хотели сделать в Чирках, поэтому из Верховойского перевезли библиотеку и клуб. По документам Чирковская библиотека всегда числилась как Верховойская.

Летом в Чирковском клубе со всей округи собиралось немало молодежи: приезжали отпускники, студенты. Под окошком вечерки уже не устраивали. Все собирались в Чирковском клубе. Танцы после кино проходили очень весело. В клуб была приобретена мощная по звучанию радиола, много пластинок с популярными в то время песнями в исполнении Муслима Магомаева: "Королева красоты", "Чертово колесо", "Ах, эта свадьба" и другие. В этого замечательного певца влюблена была женская половина общества.

Гармошка в эти годы была очень популярна и не забыта ни старым, ни малым. Замечательно, можно сказать, виртуозно играл в Чирковском клубе Алексей Кислухин - токарь 1-го Чирковского отделения. Он играл вальсы, факстроты, краковяк, польку, "Яблочко", "Сербиянку", "Семеновну" (для более старшего поколения). Из вальсов пользовались успехом "Киевский вальс", "Амурские волны", "На сопках Манчжурии". Под его игру невозможно было не танцевать! Не забыть до сих пор, как мы кружились в вальсе…

Более старшее поколение (певуньи и плясуньи 1950-х) в Октябрьскую, в Новый год, в Первомай продолжали плясать "крУгом", петь частушки. С удовольствием танцевали "Коробушку", "Краковяк", "Семеновну" и "Сербиянку". Доярки, телятницы, овцеводки, работавшие в огромном животноводческом комплексе (за Чирками) всегда приходили большим коллективом. Наплясавшись досыта, напевшись частушек, уходили все вместе. Громкое веселье немного стихало. Начинались молодежные танцы под гармонь, под радиолу. Молодежь в деревенских топотухах не участвовала, частушки петь не училась. По вечерам в клубе играли в игры: "Советы", "Ремешок", "Мостик", "Третий лишний!, "Рыбаки и рыбки", "Ручеек". В конце вечера парни провожали девчат. Пьяных парней (а тем более девчат!) на вечерах отдыха не было. В испокон веков пьяный парень в клубе был позором. Он позорил не только себя, но и своих родителей. От него отворачивались девчата. В 1960-х телевизоров у людей еще не было. Люди стремились к общению и старались отмечать праздники все вместе. Тем более что в это время началась централизация, и в 1-е Чирковское отделение с центром в Чирках съезжались люди из Соснягов, Позоры, Дюк, Шмаков, Бордово, Дымово, Балей, Сош. Всем было интересно побывать в клубе, себя показать и людей посмотреть.

Мне, как человеку старшего поколения, родившейся и выросшей в послевоенной деревне, хочется хоть немного рассказать о прошлой жизни своей малой родины. Ведь она, родимая, в сердце каждого и остается в душе до скончания века. И пусть многим этот звоночек из моего детства и юности напомнит о родных местах.

Инна Гребнева (Фото тематическое, из архива газеты)
Оставьте комментарий!


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии. Настоящим Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

(обязательно)