
Нолинск-Медведок-Аркуль. Школьные экскурсии сто лет назад
КраеведениеКомментарии: 0
Возникшая после 1917 г. единая трудовая школа поставила своей целью не только преподавание теоретических курсов по разным предметам, но и наглядное изучение местного края через экскурсии.
В начале 1919 г. в городе Нолинске при уездном отделе народного образования была организована экскурсионная комиссия. В нее вошли как представители РОНО, так и учебных заведений города и уезда.
Комиссия выработала и утвердила общие правила проведения экскурсий: "...время экскурсий - только учебные дни. Экскурсии обязательны с теми классами, в которых проходимый учебный материал возможно добыть или наблюдать на экскурсиях. Например, экскурсии зоологические при прохождении зоологии, геологические при прохождении курса геологии, физико-географические при соответствующем курсе физической географии. Преподаватели и учащиеся, участвующие в экскурсии, освобождаются от остальных уроков, если экскурсия длится не менее 4-х часов. Рекомендуется экскурсии устраивать в утренние часы".
Конечно, экскурсии в зимнее и летнее время отличались друг от друга. На зимних каникулах экскурсии больше проходили в закрытых помещениях.
Так, в отчете школьного работника по ручному труду Ал. Агаповой об экскурсии учеников 3-й школы первой ступени города Нолинска сообщается: "В течение экскурсионного времени мы с группой учеников по ручному труду осмотрели следующие мастерские города - ткацкую, кружевную, белошвейную, сапожную, учебную мастерскую башмачков и столярную. Кроме того, в типографии ученики познакомились с набором букв и слов, с печатанием и разрезанием бумаги. В ремесленном училище присутствовали при работе нефтяного двигателя и динамо-машины. Слушали объяснение устройства нефтяного двигателя, рассматривали чертежи в разрезе, которые давали наглядное понятие. Осматривали готовые работы учеников по слесарно-кузнечному производству. В кузнице наблюдали сварку железа.
Осмотр мастерских проходил с 9 часов утра до 12 часов".
По предмету зоологии ученики нолинских школ совершили ряд экскурсий в зимний лес. Осматривали следы разных животных, в основном заячьи. Изредка встречались лоси, которых в те годы было достаточно много в местных лесах. Как правило, с собой учащиеся брали холодный завтрак, чайники с водой и металлические кружки. В лесу на полянке можно было развести костер, вскипятить чай и послушать тишину зимнего леса.
Не менее интересными были экскурсии и в летние каникулы. Необходимо было не только оставить хорошее впечатление от закончившегося учебного года, но и побудить в учениках интерес к дальнейшему образованию. Познакомить их со многим, чего нет в стенах школы, окрестностях города.
Многие дети только слышали или видели на картинках такие явления, как пароход, паровоз, большая река, завод.
Школьным советом 3-й школы первой ступени города Нолинска было решено устроить для учащихся экскурсию на пристань Медведок на реке Вятке.
В своем отчете об экскурсии председатель школьного совета Е. Маркова сообщала, что экскурсия была тщательно подготовлена. "Взято необходимое продовольствие, чтобы детей не оставить голодными, получен аванс в размере трех тысяч рублей, наняты две подводы: одна для продовольствия, другая для котомок и прочего багажа.
На следующий день после школьного выпускного праздника учащиеся в числе 72 человека в сопровождении трех руководителей: Юрыгина, Котечкова и Кочергина направились в Медведок. Погода не совсем благоприятная. Хотя нет дождя, но небо покрыто тучами. Ученики рвутся вперед, им хочется идти.
Все хотят скорее увидеть то, что они еще никогда не видели, надеясь в то же время на свои силы в походе до Медведка. Пройдя полдороги, многие стараются сесть на подводу. Не показывая своей усталости, садятся на свои котомки и узелки. Разливают взятое с собой молоко. Все смеются, поют, а остальные идут около повозок. Настроение у всех веселое. Многие идут с удочками в надежде половить рыбку.
Но вот и Медведок. Принимают очень хорошо. Все окружают самовар, бегут за молоком и кушают".
А дальше начались приключения. Е. Маркова так описывает последовавшие события: "Чу! Свисток парохода. Ничто не сдерживает ребят. Они бегут на пристань - куда девалась усталость! Часа через два подходит второй пароход, двухэтажный. Получаем билеты и садимся.
Едем в Аркуль. Еще до отхода парохода последний был осмотрен и объяснен членами команды. Как говорили многие ребята, "все видим, точно во сне, и не верим своим глазам": тут паровой котел, приводящий все машины в движение, двигатели, цилиндры и динамо-машина. Осмотрено и устройство верхней части парохода с каютами, палуба и рубка капитана. Третий свисток: всех экскурсантов приглашают на митинг. Затем дети разбежались по палубе. Многие заинтересовались машиной, спустились в машинное отделение и остались там до остановки".
В Аркуле экскурсантов приняли хорошо. Отвели им под ночевку два помещения - школу и детский сад. В этом содействовали местные учителя. До двенадцати ночи ребята ели, пили чай, веселились, обменивались впечатлениями.
С утра отправились на судоремонтный завод. Здесь для экскурсии выделили проводника - сопровождающего. Прошли по всем цехам и мастерским. Дети ко всему относились с большим интересом. Особенно понравилось в кузнечной мастерской: "Тут паровой молот, превращающий куски железа в листья и стружки - в длинные тонкие прутья. Моментальная резка металла, заставляющего нашего кузнеца кряхтеть целые дни. Ручная ковка по четверо рабочих сразу. При нас в какие-нибудь три минуты был выкован топор".
Школьники побывали в лудильной, литейной, токарной, лесопильной, чертежной, красильной и других мастерских.
Заводские мастерские с их машинами и станками поразили ребят своим совершенством и оставили у них большое впечатление. Осмотр длился три с лишним часа. Для полного удовольствия на заводском дворе были выставлены ходули для гигантских шагов и гимнастические снаряды.
Утомившись осмотром завода, дети наслаждались красивой природой в окрестностях Аркуля. Бегали, играли. Многие отправились на реку ловить рыбу. Улов был богатый. На коммунальных началах варили уху, жарили яичницу. "Многие ездили на пароме на другой берег реки на крутой высокий обрыв, откуда открывался красивый вид на десятки верст. Затем осмотрели земснаряд, затон с построенной баржей и стоявшие на ремонте пароходы. Ознакомились с устройством пустого нефтяного бака, в который некоторые учащиеся не постеснялись залезть.
На следующее утро ребята позавтракали, и стали готовиться к возвращению домой. Не так-то легко удалось попасть на пароход, шедший из Аркуля в Медведок. Прошло несколько пароходов, переполненных пассажирами. Наконец, ближе к вечеру удалось уговорить одного из капитанов взять школьников на борт. Ребята разместились где только можно - в коридорах, на палубе, в машинном отделении.
Переночевав в Медведке, на следующее утро экскурсанты отравились домой в Нолинск. Все были очень довольны и веселы".
Завершая свой отчет, руководитель экскурсии председатель школьного совета Е. Маркова отметила, что "учащиеся получили от экскурсии громадный запас впечатлений. Некоторые из них при знакомстве с машинами отнеслись к этому серьезно, задумались об их устройстве.
Экскурсия, как пришлось нам убедиться, очень сблизила учителей с детьми. Невольно заставила быть учителя старшим другом и заботиться о них, как о своих братьях и сестрах.
В тоже время и учащиеся, видя такую о них заботу, не выходят из рамок послушания, любят и уважают и даже ценят своих старших товарищей и учителей.
Вот это и есть единая трудовая школа".
С помощью таких экскурсий наши вятские макаренки и сухомлинские сеяли разумное, доброе, вечное.
Аркадий Колотов,
главный архивист отдела использования архивных документов КОГБУ "Центральный государственный архив Кировской области"
