"Человек должен помнить и знать историю не только страны в целом,
но и своей малой родины, местности, где он вырос, живет".
9 января президент России Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в 2012 году Года российской истории. В указе сказано, что решение принято в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.
Российская история богата делами, достойными внимания, изучения и подражания. Именно этой теме был посвящен круглый стол, который был проведен 13 марта в редакции газеты Сельская новь. На него были приглашены директор музея истории и краеведения Нолинского района Т. Ю. Зяблицева, научный сотрудник этого музея И. В. Яковлева, учителя истории школ Нолинского района О. В. Маишева, М. С. Титова, Л. И. Белева, краевед Н. И. Романов. Вела круглый стол заместитель главы администрации района по социальным вопросам Л. С. Мазур.
- В России сложилась добрая традиция - каждый год посвящать какому-либо направлению в жизни общества, - начала встречу Лидия Сергеевна Мазур. - Так, ранее были провозглашены Год ребенка, Год учителя.; А 2012 год в нашей стране объявлен Годом истории. На этот год выпадает ряд важных исторических юбилеев. В частности, нынче мы будем отмечать 1150 лет со дня создания российского государства, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, полтора века со дня рождения последнего реформатора Российской империи Петра Столыпина.; Но сегодня мы собрались для того, чтобы ответить на несколько важных вопросов. Например, что для нас всех означает Год истории в России?
- Молодое поколение, например, мои внуки, не знают, кто такой Ленин, что за революция произошла в 1917 году, не говоря уже о 1905-м.; А ведь это наша история. О ней нужно говорить. И не один год, а все время, - начал разговор Н. И. Романов. - Я - дитя войны. Жил и рос в деревне. Отец знал историю, брат был историком. Первую книгу о войне я прочитал в передвижке. Захватило. И по сей день я увлекаюсь историей. Прошлое влияет на человека. За свою жизнь я многое повидал: был директором совхоза, заведующим сельхозотделом райкома партии, директором лесхоза.; Знаю деревенскую жизнь не понаслышке и эти знания хочу донести до людей.
- Я восстанавливаю историю в своих работах, - продолжил Николай Иванович. - Жаль, что не начал это делать лет 15-20 назад - целый пласт истории крестьянской жизни, можно сказать, безвозвратно утерян. Старшее поколение, которое еще могло что-то рассказать, уже ушло.; А знать историю необходимо, так как она учит нас, подсказывает, как избежать очередных ошибок.
- Я также считаю, что истории необходимо уделять больше внимания, - поддержала беседу Ольга Владимировна Маишева, учитель истории коррекционной школы V вида. - Сегодня не то что дети, но и взрослые не знают, какой именно повод послужил празднованию, например, 4 ноября. И для того чтобы наши дети лучше знали историю, нами был запланирован ряд мероприятий, в том числе в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года.
- Мне бы хотелось, чтобы в год истории были изданы хорошие учебники и внесены изменения в саму программу изучения истории: невозможно изучить Великую Отечественную войну за 4-5 часов! - с чувством глубокой озабоченности сказала одна из самых опытных учителей истории Нолинска Марина Сергеевна Титова. - В сегодняшних учебниках история становится безликой. Это мало - знать только даты и факты. Необходимо рассматривать и последствия тех или иных исторических событий. Учитель истории не может в одиночку воспитать в подрастающем поколении патриотизм.
Еще несколько лет назад изучать события Великой Отечественной войны было проще: девятиклассники многое знали из фильмов, книг. А сегодня многие не имеют представления ни о полководцах, ни о том, когда именно началась и окончилась вторая мировая война. Указ о провозглашении Года истории в России - это хорошо, но недостаточно. Среди сегодняшнего молодого поколения есть те, кому действительно нравится вникать в исторические процессы. И такое стремление необходимо поддерживать.
- Пришло время сделать акцент на истории, - сказала Татьяна Юрьевна Зяблицева. - Нужно помнить славные победы прошлого. Такое внимание к истории в нашей стране впервые. В школе я очень любила историю. И сегодня, сравнивая прошлое страны с ее настоящим, понимаю - мы живем в очень спокойное время! Стоит только вспомнить те потрясения - годы войны, репрессии - что пережил наш народ...; И дети должны это знать!
- Человек должен помнить и знать историю не только страны в целом, но и своей малой родины, местности, где он вырос, живет;... В связи с этим хотелось бы, чтобы был издан альманах, в котором будут собраны работы краеведов Нолинского района, а также лучшие краеведческие исследования наших школьников;. Дети действительно интересуются прошлым, - продолжила беседу Ирина Владимировна Яковлева. - Например, сейчас краеведение изучают уже с детского сада. Маленькие ребятишки с удовольствием слушают о том, как жили их деды-прадеды, рассматривают старинную утварь. Школьники стали приходить на экскурсии самостоятельно, группами по два-три человека. Подростки не просто интересуются, но и хотят исследовать жизнь своих предков, составить их биографию.
- Все стремления и желания подрастающего поколения, учителей, краеведов должны быть систематизированы, - сказала М. С. Титова. - В связи с этим будет составлен план мероприятий, рассчитанный на весь год. Уже сейчас известно, что в нем будет иметь место и районная интеллектуальная игра на знания событий Отечественной войны 1812 года (она состоится в конце этого учебного года). В ней ребята вспомнят не только основные события войны, но и ее полководцев...;
По мнению собравшихся за круглым столом, помнить людей, сыгравших огромную роль в переломных событиях страны, необходимо. Одними из самых ярких исторических деятелей на встрече были названы Петр Столыпин (государственный деятель Российской империи конца XIX-начала XX века), князь Потемкин (великий русский государственный деятель XVIII века), Екатерина I, Петр I, маршал Жуков;...
- Но есть и малая история, - продолжила разговор Лидия Сергеевна Мазур. - Именно о ней идет речь в книгах Н. И. Романова и других краеведов Нолинского района, таких как В. А. Стяжкина, Р. М. Соловьева, Л. Я. Козлова...
- Человек - есть сама история, - подхватила тему Любовь Ивановна Белева, учитель истории Медведской школы и краевед. - Мы с детьми уже со многими пожилыми людьми пообщались, ходили к ним в гости. Но хотелось бы сделать больше. Каждую неделю факультативно занимаемся историческим краеведением. Школьники этой темой живо интересуются, им интересно проводить параллель истории страны с историей деревни или отдельно взятого рода. На сегодняшний день в своих краеведческих работах мы с ребятами рассказали уже обо всех династиях учителей, о председателях сельсоветов, тружениках тыла...; Но это далеко не все.
- Историческое событие прошлого - это факт, - заканчивая разговор, сказала М. С. Титова. - А на факт существует как минимум две точки зрения, каждая из которых может быть правильной. Но единственное, что действительно играет роль, это тот урок истории, который был преподнесен обществу, усвоен им и в будущем использован для решения схожих проблем во избежание ошибок прошлого.
Вопросы, обсуждавшиеся за круглым столом, были интересны и значимы. Все собравшиеся сошлись во мнении, что роль истории в формировании сознания человека, его личности - значима. А значит Год истории, объявленный в России, стал возможностью подчеркнуть, что патриотизм, любовь к Отчизне - это наша жизнь!
Наталия СУНЦОВА,
наш корр.