Родная сторона - мать, чужая - мачеха,- гласит русская пословица. Это действительно так. Как ближе и роднее мамы нет для нас никого другого, так нет красивее и милее места на земле, где ты родился и вырос. Для меня таким райским уголком является родная деревня Варнаки. Я, будучи взрывным по натуре человеком (люблю шумные, многолюдные городские места), с удовольствием езжу туда на экскурсии. Но у меня, честно говорю, ни разу не возникало желания поселиться среди городской суеты. По крайней мере, пока. Даже сама не пойму, почему. Ведь ничем особенным не выделяется моя деревенька. Тут какая-то внутренняя, необъяснимая связь. Как младенец через пуповину берет от мамы силы, так и мы через невидимую пуповину берем силы у родного края и прирастаем к нему навсегда. Моя родная деревня похожа на тысячи других подобных вятских деревушек. Но это только на первый взгляд. У нее есть своя история и традиции.
Деревни (Белые Варнаки и Черные Варнаки) возникли в 1674 году на бывших монастырских вотчинах. Название деревни Варнаки, по мнению краеведа В. С. Папырина, произошло от нижегородского прозвища варнак - лгун, разбойник, нечистая сила. В Толковом словаре русского языка слово варнак объясняется как беглый с каторги, каторжник.То есть, скорее всего, Варнаки были основаны сосланными в наши места людьми, каторжниками. Поэтому и расположена деревня не у реки, где обычно старались обустраиваться люди. Каторжники селились где придется. Белые и Черные - названия довольно символичные. Слышала, причина названий в том, как топили печи - по-белому или по-черному. Например, если дым из печки выходил на улицу через входную дверь, стены от него коптились, в доме было черно.
Вокруг деревни пахотные и сенокосные земли, пасеки, охотничьи и рыбацкие угодья, в бору - грибные места, брусничники, черничники, на вырубках - малинники, есть клюква (на Змеином болоте). Я обожаю грибную охоту и рыбалку. В лес мы ходим с папой. Он показал мне много красивейших мест. С любого можно делать фотоснимок - и на конкурс.
Возраст Варнаков солидный -336 лет. Естественно, должны сложиться определенные традиции в жизни села. И они, несомненно, были. В былые времена вся деревня праздновала православные праздники, особенно в нашей деревне любили Пасху, Масленицу и Троицу, весело играли свадьбы. Старожилы деревни делятся воспоминаниями об этих праздниках. Много интересного рассказала В. А. Зыкина: Весь народ на Троицу собирался у клуба. Обязательно был гармонист. Все выстраивались в длинную цепочку, самая бойкая девушка запевала песню и начинала переход в конец цепочки, прихватив с собой кого-нибудь из стоящих. Затем снова первый человек брал кого-нибудь из стоящих и шел в конец цепочки. Таким образом, все шли за деревню на большую поляну, где начиналось большое гулянье. Девушки заплетали березку, гадали. Реки в деревне нет, поэтому веночки бросали в местную речку Луксунку. Водили хороводы, плясали Светит месяц, Краковяк и т. п. Магнитофонов не было, все веселье проходило под гармонь. На Пасху все ходили друг к другу в гости, христосовались. Престольным (главным) праздником в деревне считалась Казанская (день Казанской Божьей Матери). Много Вера Артемьевна спела нам частушек, песен проходных, игровых. В молодости приветливая женщина была дружкой (вроде нынешнего свидетеля), поэтому она много всего знает. А местный гармонист В. Я. Воронин рассказал, как отдыхала молодежь вечером. Дискотек не было. После трудового дня брали гармонь и собирались у клуба. Спиртное не пили, так всем было весело. Плясали и танцевали под гармонь. Гуляли по деревне компаниями, чуть ли не до утра, а утром на работу. Весело жили, дружно, - вспоминает Василий Яковлевич. Он и по сей день молод душой. Участвует в концертах, его зовут на праздники с гармонью. Мастерству гармониста не учился, самоучка. Первую гармонь,- говорит, смеясь, собеседник, - отец купил, когда продал теленка. Ни одну гармонь он сменил за свою жизнь. Несмотря на большую занятость, дело для души не бросил. Т. В. Помелова рассказала о вечорках: Зимой молодежь собиралась по очереди в чьем-нибудь доме. Парни топили печь, девушки еду готовили. Пока девушки пряли, парни говорили о своих делах. Потом все начинали играть. Было очень весело. На Масленицу вся деревня собиралась тоже у клуба, - делится воспоминаниями М. И. Зыкина, - где прямо на улице пекли блины, шел концерт. Потом все катались на лошадях. Часто к этому празднику приурочивали в деревне лыжные соревнования, после которых в столовой устраивали большой обед. Еще от старожилов я узнала о таком празднике, как Октябрины. Осенью в деревне устраивали торжественные крестины родившихся в текущем году детей. Еще традиционными в нашей деревне были колхозные праздники. Осенью, после уборки урожая, вся деревня собиралась на праздник. Днем кормили детей, вечером приходили взрослые. Праздник проходил в здании старого детского сада. Под гармошку пели песни и плясали.
К сожалению, эти традиции уже в прошлом. В последнее время ДК и библиотека стараются возродить былые традиции и обряды. Ежегодно работники ДК проводят Масленицу, Троицу, Пасху, ходят с детьми колядовать. Мы не должны забывать свое прошлое, иначе у нас не будет настоящего и будущего. Моей родной деревне повезло. Благодаря неравнодушным работникам культуры сохраняется ее история. Мы всегда с нетерпением ждем этих праздников. В городе такое встретишь редко.
Мы можем гордиться тем, что в нашей деревне есть два исторических памятника. Это бывшее здание начальной школы (к сожалению, пожар ее уничтожил). В этом здании в 1918 году состоялся съезд крестьянских и солдатских депутатов, который провозгласил советскую власть.
Памятником можно считать и двухэтажный дом на улице Лесной, 59, в котором жил зажиточный крестьянин И. А. Фукалов. В этом доме в 1919 году находилась изба-читальня. В грозные годы Великой Отечественной войны поднялись на борьбу с врагом и наши земляки - варнаковцы. С той войны не вернулось 115 наших односельчан. Мы можем гордиться ветеранами, которые жили в нашей деревне. К великому сожалению, все они уже ушли из жизни. Но мы каждый год собираемся у памятника неизвестному солдату, чтобы почтить память павших в той страшной войне. У нас в деревне живут добрые, отзывчивые люди. Деревня - как одна большая семья, где все на виду. Может, это и делает провинциалов чище. Когда-то и у нас была начальная школа. 50 лет в ней проработала учителем Плаксина Анна Андреевна. Почти столько же проработала на медпункте Лямина Юлия Михайловна. Много моих односельчан занесено в районную Книгу почета, награждено орденами и медалями, что вызывает гордость за свою малую родину.
В настоящее время деревня стареет, молодежь уезжает из родных мест из-за отсутствия хорошей работы, достойной зарплаты, из-за отсутствия школы. Строительство жилья и объектов соцкультбыта не ведется. Но все же пока деревня жива и существует. Силы для выживания ей дает действующая сельхозартель. Связь с районом хорошая, дорога асфальтированная. Школьный автобус возит детей в городскую школу. Что ждет мои Варнаки в ближайшем будущем, пока трудно сказать.
Вот такая моя деревня. Вроде бы ничего особенного, не Эдем. Любить больно-то и не за что. Но ведь любят не за что-то конкретное. Если тебе хорошо, уютно, свободно, значит близко, дорого и любимо. Мой папа родился в этой деревне, вырос, никуда не уехал в поисках лучшей жизни. Где родился, там и пригодился. Маму убедил обосноваться в этой деревне. Они у меня молодцы, их уважают в родном селе. Я не даю зарока, что не покину в будущем родные места, но я точно знаю, что никогда не брошу сердцу милый уголок, где живут мои любимые мама и папа. Я обязательно вернусь, хоть на денек, чтобы пройтись босиком по земле, почерпнуть силы от родной земли.
Марина Котельникова.