Уже много лет в Кырчанской школе ведется краеведческая работа по исследованию жизни родного края.
В 2010 году, когда проходила Всероссийская перепись населения, ребята под руководством учителя русского языка и литературы Елены Васильевны Рухлядевой начали работу по сбору воспоминаний сельских старожилов о старых деревнях, которые когда-то были в округе. Отправной точкой стала старая карта, подаренная сельской библиотеке бывшим выпускником школы М. Вахрушевым, и документ, отражающий итоги переписи 1710 года.
Много интересного рассказали бывшие жители старых деревень, ныне жители с. Кырчаны. Какие же яркие воспоминания сохранили они в своей душе! И недаром. Ведь это их детство, юность...… И думается: а если бы эти деревни жили и сейчас! Не смотрели бы мы, проезжая по Казанскому тракту, на заросшие поля и луга, а вечернюю дорогу освещали бы радостные глаза жилых домов, желающих проезжающим доброго пути. Все это могло бы быть…... Могло бы…...
n Вспоминает Пинягин Юрий Михайлович:–
Я провел детство и юность в деревне Пиняги. Это было в 50-60-е годы. Пиняги находились в 7 км от деревни Карачи и относились к Карачевскому сельсовету. Туда ездили на лошадях и на тракторе. Деревня стояла на берегу Прямика. В то время там была начальная школа. Продолжали учебу ребята в Чигиренской школе. Электричество провели в конце 60-х годов – в 1968 или 1969. После этого деревня жила еще до начала 70-х.
Жители работали в колхозе: в овчарне, на ферме КРС, на конном дворе, разводили уток, которые плавали в пруду, сделанном самими колхозниками. В колхозе была техника: трактора, машины, комбайны. Была большая колхозная контора, магазин.
Близлежащие деревни: Малая деревня, Кисели, Шахторы, Плюсни, Дожди, Минеевщина, Бортники, Сухие, Косомановщина….
n Вспоминает Кочкин Владимир Николаевич:–
Детство (до 1959 г.) я провел в деревне Плюсни. Рядом протекала р. Прямик. Тогда в деревне оставалось 14 домов, т. е. примерно 60 человек. А дед-фронтовик говорил, что перед войной в Плюснях было 45 домов по обеим сторонам улицы. Я еще помню, что деревень вокруг было много, через километр-полтора: Пиняги, Скородумовщина, Печенки по Прямику, а где-то у Печенок Прямик раздваивался. По реке Кырчанке стояли деревни: Ерпули, Плосково, Судаки, Бондюг, Козловщина. Еще были Воротиловщина, Даньки, Шубники, Сухие.
Электричества не было, но начинали ставить столбы – опоры под провода. Жителям рабочие сказали: "Покупайте лампочки Ильича". Бабушка купила, повесила на гвоздик в клети и все ждала, что свет появится, но так и не дождалась: жители стали разъезжаться. Уехали в Кырчаны и мы…...
n Вспоминает Пересторонина Надежда Степановна:–
Приехала работать учителем начальных классов в д. Козловщина в 1944 году. Дорога из Кырчан в нашу деревню проходила через Ерпули, Плосково, Судаки.
Из горы ниже Верхних Судаков вытекал ключ. Из него набирали воду в бочку, которую везла лошадь. Из нижней деревни жители носили воду ведрами на коромыслах, хотя у них была вода в кипунах. Вода в этом ключе очень вкусная и чистая, совсем другая, чем в колодцах.
Летом, в жаркое время, когда возвращались из Кырчан, всегда заходили на этот ключ напиться и отдохнуть на лавочках. Был проведен большой желоб, сделан деревянный настил и большая колода. Население содержало ключ в порядке: по очереди обрубали лед в морозы, чистили дорогу – ведь это для них был единственный источник питьевой воды. Ручей от ключа бежал в речку Омыть (Омыч). Мы прожили в Козловщине 25 лет, и ключ все время был в порядке, а потом все стало зарастать бурьяном.
n Вспоминает Куликова Таисья Евгеньевна:–
Я жила в Судаках с 1960 по 1973 год. Деревня состояла из двух улиц: верхней и нижней. Соседи друг с другом жили очень дружно: помогали сажать картошку, копать ее. Работали на ферме, которая была у Нижних Судаков. У каждого дома на нижней улице был вырыт колодец – кипун. Видимо, вода была близко, потому что яма быстро наполнялась водой. Она в нем бурлила-кипела. Срубы на таких колодцах не делали, воду черпали ведром. На лугах вырыли скважину для скота. Вода в нем также бурлила. Однажды почти все жители ушли на майские праздники в Кырчаны, а одна женщина стала сжигать на усадьбе мусор. Огонь пошел по траве, и вся деревня выгорела. А вода из кипунов навсегда ушла. После пожара все из деревни уехали.
n Вспоминает Русских Галина Сергеевна:–
Наша семья жила до 1969 года в деревне Костровщина. Родители также оттуда родом: отец из Костровщины, мать из Остановщины. Костровщина была расположена на берегу речки Прямик. Наша деревня Костровщина стояла километрах в 4-5 от Кырчан. Школы не было, учились в Кырчанах.
Взрослые работали на конном дворе и в овчарне. Была колхозная пасека, которая оставалась там еще лет 40 после того, как уехали последние жители. Деревня стала разъезжаться уже тогда, в 30-е годы. Когда в начале 60-х стали выдавать паспорта, деревня стала быстро пустеть, уезжали, в основном, в города. Наша семья уехала последней, в 1969 году, потому что ехать было некуда: семья многодетная, бедная, дом в Кырчанах строили долго.
О своей родной деревне Остановщина мать рассказывала, что она стояла на Казанском тракте. Дома были по обе стороны, богатые, даже двухэтажные, так как жители зарабатывали ремеслом: были шапочники, сапожники. В 30-е годы в деревню приезжал "воронок", людей арестовывали и куда-то увозили. Ликвидировалась деревня перед Великой Отечественной войной.
Отец также рассказывал, что по работе ему приходилось бывать в деревнях за Вострижанским угором: Зимница, Майоры, Болваны. Там были лесные овраги. Через эти деревни шла полевая дорога в Нолинск.
n Вспоминает Крестьянинова Вера Федоровна:–
Я родилась 26 июля 1953 года в д. Рогали. Эта деревня жива до сих пор, только старинных домов нет. Они располагались по обе стороны Казанского тракта. Наш дом был первым на левой стороне, если ехать из Кырчан. У дома была большая усадьба. По краям ее росли кусты рябины, черемухи и, что мне особенно запомнилось, орешник, на котором было очень много орехов. Под горой бежала речка. За деревней был колхозный овчарник.
Помню, как мы с бабушкой зимой мылись в печи. Так в морозы делали многие в деревне, потому что печи были большие: выметали вечером из топленой утром печи золу, ставили в нее корыто и мыли детей.
По праздникам, когда мужчины выпьют, деревня на деревню драться ходили, и, по рассказам мамы, отец после таких "сражений" приходил домой в рубахе с одним воротником – все остальное клочья. В 1968 году мы переехали в Кырчаны, а наш дом еще стоял лет 5, потом его сломали на дрова.
n Вспоминает Волкова Нина Григорьевна:–
Моя родина – деревня Яланка Чигиренского сельсовета. Здесь я жила до восьмилетнего возраста, до 1964 года. Деревня расположена на поле к западу от с. Чигирень (примерно в 3 км по проселочной дороге). Дома были на одной стороне, наш дом стоял на самом краю деревни у леса. В лесу было много белых грибов и лисичек, рос венерин башмачок, который сейчас занесен в Красную книгу. Изумительный цветок, его аромат я помню до сих пор, так как больше я с ним никогда не встречалась.
Речки близко не было, за водой ходили на ключи под горой. Ее носили ведрами на коромысле, а зимой возили двухсотлитровыми бочками на лошадях. Полоскать ходили на ручей километра за 2 в лес. Зимой дорогу заносило снегом, мы с мамой шли по пояс в снегу, волоча за собой корыто с бельем и топор, которым обрубали лед. Ближайшие деревни в это время, в начале 60-х, уже были нежилыми: Растильники, Куликовщина, Головановы, Бортники, Здоровщина, Косомановщина, Мильчаки.
Все взрослое население трудилось на ферме, которая находилась на другом конце деревни. Женщины кормили и доили коров, мужчины подвозили корма, убирали навоз, заготовляли дрова, возили на лошадях воду для скота. И дома у всех было большое хозяйство: коровы, телята, овцы, куры, большая одворица, на которой сеяли для себя зерно. Убирали его вручную, серпами, потом молотили цепами, так как техники еще никакой не было (!). Люди в прямом смысле слова трудились от зари до зари. Летом деревня пустела: все взрослые были на сенокосе, оставались только малые дети и старики. Мы с братом были совсем еще небольшие – мне 6, а ему 2 года, дома ночью боялись сидеть одни (электричества не было), поэтому залезали на черемуху, устраивали на ней "домик" и там ждали родителей с сенокоса, поглядывая все время в ту сторону, откуда они должны были прийти. Бабушек у нас не было.
После уборки урожая в деревне начинались праздники: Покров, Воздвиженье и другие. Люди в деревне жили очень дружно и праздники отмечали вместе: каждая хозяйка по очереди принимала гостей, а прийти мог любой, кто хотел. Спиртное не покупали, а гнали "кумышку" (самогон). Мой отец Захаров Григорий Иванович был виртуозным гармонистом, без него не обходился ни один праздник. Но алкоголиков и пьяниц в деревне точно не было.
В 1964 году мы, четверо детей из деревни, пошли в 1 класс Чигиренской школы. И трудоспособное население стало перебираться поближе к школе: Захаровы, Максимовы, Жуйковы. В 1965-1966 годах деревня опустела.
Сейчас, когда перестали выкашивать усадьбы, деревню не узнать, она вся заросла лесом. Люди ездят туда за рыжиками и за земляникой.
Когда мне исполнилось 8 лет, мы переехали в Чигирень. Это село было расположено на холме в 17 км от Кырчан. Под горой было 2 ключа, из которых жители брали воду. Ходить надо было далеко, метров 600-700, носили воду ведрами на коромысле и много, так как в хозяйстве было много скота.
Село было очень красивое, но небольшое. Его окружали леса, поля, холмы. Но лес был не так близко, как в Яланке. Мы, дети, ходили за грибами и за ягодами одни. Было много рыжиков, совсем близко, за селом, в так называемом выгоне, где паслись телята – место было загорожено жердями прямо среди елок и вересков. В Чапаях и Котляках росла дикая клубника, в сторону Яланки в лесу на вырубках было много малины. Теперь около этого леса вырос новый – на бывшем поле, мы теперь туда ездим за рыжиками. Это место называли почему-то Веретия. Отовсюду на окрестности открывался красивый вид. Тогда около села еще было много жилых деревень: Мешаловщина, Крюковщина, Кисели, Малая деревня, Пиняги. Ребята из них учились со мной: Бортников Г. П., Волков М. Н., Русинова (Волкова) Г. М. и другие. В сторону Нолинска деревни были уже нежилые: Чапаи, Котляки. В сторону Кырчан – Кокино, на другом берегу – Таратиха, где рос огромный кедр – настоящее чудо природы! На нем всегда было много шишек, и мы с ребятами часто ими лакомились, но потом кто-то жестокий и жадный дерево спилил.
Дома располагались по обеим сторонам улицы. Их было немного – 23-25. Село украшала Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1875 году. По рассказам старожилов, в церковные праздники народу собиралось видимо-невидимо, а для детей даже привозили карусель. Церковь была действующей примерно до 1961 года, потом ее закрыли, а в ней устроили склад для зерна, которое хранилось до нового урожая. В мое время церковь была местом, где мы, сельская ребятня, играли в классики, в прятки с переодеванием, прятались в подвале, в кельях монахов, лазили на колокольню, откуда открывалась потрясающая панорама: видно было на многие километры. И хотя церковь понемногу разрушалась, никто во время этих лазаний не упал, не поранился...
До 1970 года в селе были почта, медпункт, магазин, клуб и библиотека, а еще до этого сельсовет и ветлечебница. Школа была восьмилетняя, с интернатом на конце села для ребят из близлежащих деревень. Когда я училась, классы были уже небольшие – по 6-7 человек, начальные – сдвоенные. Но мы жили очень интересной жизнью: к Новому году обязательно украшали свои классы, проводили соревнования, чаще лыжные. Благодаря им многие ребята, которые после 8 классов уходили учиться в Кырчанскую среднюю школу, неизменно занимали там в лыжных гонках призовые места. Особенно запомнились весенние "маевки", когда собирались в школе вечером, при керосиновой лампе. Света в селе не было до 1968 года. Как сейчас помню, сколько радости было, когда он появился! Наш учитель физики первым купил себе маленький телевизор и приносил его по вечерам в школу. Почти вся деревня приходила смотреть телепередачи, пока другие не стали покупать себе телевизоры.
Осенние и зимние каникулы у нас проходили в положенное время, а весенние – в половодье, когда разливалась узенькая речка – ручей Долгуша, и ребята из Мешаловщины, Крюковщины и Грудцын из-за этого не могли попасть в школу. Разлив начинался всегда неожиданно, ночью. Не дождавшись на уроки ребят из этих деревень, мы во главе с директором спускались к бушующей речке и кричали своим одноклассникам, стоящим на том берегу: "Ка-ни-ку-лы!" Каникулы длились, пока не отступала вода, но не дольше положенного.
Школа и клуб были центром культурной жизни. Общими силами ставили концерты. В это время по распределению в село приезжали молодые специалисты, но, отработав положенные 3 года, из-за бездорожья уезжали в поисках лучшей жизни. Когда провели электричество, в клубе стали показывать кино. По вечерам молодежь стала танцевать под пластинки, а до этого – под баян. В деревне Кисели жил отличный баянист, молодой парень. Он мог играть сколько угодно, а мы танцевали, пели, усевшись кружочком, до утра. Когда баянист делал передышки, мой двенадцатилетний брат тихонечко брал баян, садился в суфлерскую будку и "пиликал". Смешно на него было смотреть со стороны – одна голова торчала из-за баяна. И ведь научился играть, стал подбирать мелодии на слух!
Взрослое население работало в животноводстве и полеводстве: доили вручную коров (доильные аппараты появились года за 2 до распада села), сеяли зерновые. Своей техники не хватало – на помощь приезжали механизаторы из Кырчан. Дети помогали родителям и на ферме, были на уборке урожая помощниками комбайнеров.
В 1970-1971 годах детей в школе стало заметно меньше, и некоторые классы сократили. Потом постепенно стали закрывать медпункт, клуб, библиотеку. В 1973 году закрыли школу. Укрупнение колхозов было политикой государства. В селе Кырчаны специально для колхозников из Чигирени построили целую улицу домов. Перевезли скот и технику, обрезали свет – чигиренцы и гурченцы стали переезжать в Кырчаны на улицу Мира и Колхозную. Но многие решили уехать в города, на Урал – в поисках лучшей, чем в деревне, жизни. Переехали и мы.
Свою исчезнувшую деревню я и сейчас люблю всей душой, хотя там нет ни одного дома. У нас с мужем традиция: каждую весну 14 мая мы приезжаем в свои деревни – Чигирень и Грудцыны. Стараемся сделать для них что-нибудь полезное: повесили дощечки с надписями, расчищаем родники, у сохранившейся церкви выпилили все лишние деревья, оставили только те, что посажены нашими предками, летом выкашиваем сорняки. А нынче нас кто-то опередил, обкосил траву. Мы были приятно удивлены, что кто-то последовал нашему примеру. В планах на будущий год расчистить площадку возле школы, в которой мы учились, выпилить заросли в нашем конце села. Наши дети нам всегда помогают, и я думаю – нашу традицию они будут продолжать. А значит, эти деревни не будут забыты.
Комментариев: 9 RSS
1 денис 13-02-2012 02:31
Здравствуйте.Я живу в Ростовской области,мой отец родом из Кировской области Кырчанский район деревня Большая Дуброва.Отец-Холстинин Виктор Николаевич,1948 года рождения.Может быть кто подскажет как можно найти место деревни,хотелось бы приехать летом посмотреть на историческую родину.Может кто знает Холстининых.Пока что информации нашел очень мало.Мой эл.адрес: 777rru74@mail.ru . Заранее благодарен.
2 Комментатор 6 26-06-2012 13:49
А я детство провел в деревне Малое Вострижанье. !0 классов закончил Кырчанской школы закончил в 1972 году. Великие Учителя нас учили. Я их не подвел: закончил Свердловский юридический институт, работал в прокуратуре Свердловской области. Жаль, что общаюсь с земляками только по интернету, да и то не со всеми!
3 Комментатор 9 28-08-2012 21:42
Я ЖДУ ПИСЬМО ОТ ЗЕМЛЯКОВ.L-Subbotin@mail.ru
4 Комментатор 11 16-01-2013 13:22
А помнишь синие туманы
Над тихой Воею - рекой?
Село старинное Кырчаны,
Где мостик Малый под горой.
Ходили в школу через Мызу,
Всех собирал нас сельский клуб.
Друзей всё реже,реже вижу,
А годы всё быстрей бегут...
Ах, Кырчаны, родные Кырчаны!
Церковь Троицкая так высока.
Лес кырчанский от рыжиков пряный,
Мостик, Черезы, Воя - река!
Горка Гришина, мостик Горбатый,
Дом Культуры, школьный звонок.
Время юности счастьем богатой,
Нашей памяти детства глоток!
5 Комментатор 19 19-02-2013 21:54
Я житель(Считаю себя таковым) своей знаменитой деревеньки М Вострижание В которой был Фёдор Шаляпин , проездом в начале 20-го века
6 Двоеглазов Виктор 26-02-2013 18:41
Я уроженец д малое Вострижание
7 Аноним 12-11-2014 20:42
Добрый день земляки! Таковыми Вас считаю так как все родственники по линии отца с Кырчанского района деревня Голованы.В конце 40х начале 50х годов уехали на Урал. Мы уже на Урале родились, а дед мой Грудцын Петр Васильевич. Может кто знал хотелось бы найти родственников.
8 Бабинцев Дмитрий 15-04-2015 12:02
Есть ли бывшие жители деревни Голодаевщина (Голодаевская) Рудаковского с/с Курчанского р-на?
Мой дед Бабинцев Игнатий Григорьевич (16.12.1899-16.01.1976) родился в деревне Голодаевщина (Голодаевская) Рудаковского с/с Кырчанского р-на Кировской области (в настоящее время данной деревни не существует, р-н Немский).
Из документов у меня имеется справка из архива ГАКО о рождении деда: отец Бабинцов Григорий Герасимович, мать Бабинцова Екатерина Ивановна..
У кого родственники из данной деревни или из соседних, отзывайтесь, пишите.
9 Аноним 27-04-2016 21:39
Родился и жил до 12 лет в деревне Стрижи Жевлаковского сельсовета Кырчанского района.По данным 1939 года на территории сельсовета было 10 деревень.Стрижи исчезли в конце 60-х годов.Каждая деревня была отдельным колхозом,со своим председателем и счетоводом, находящимся в более подходящем доме без выселения обитателей. В Стрижах - "Метро", после объединения с Кисарями - "Самолет", после слияния с Плешково - "Природа"Все деревни сельсовета слились в один колхоз "Красный луч". По территории сельсовета протекали речки Мошовка от Стрижей через Коростельки,Плешково и речка Новик от Бабино рядом с Пахомовщиной, Заполицей и Жевлаками, обе речки впадали в реку Воя, несущая воды в Вятку.В каждой деревне имелись лошади,коровы,овцы, содержались в деревянных конюшнях,стойлах При объединении выбирались наиболее удачные для содержания животные, в Стрижах оставили овец и 3-4 лошадей. В полях сеяли рожь,на небольших площадях ячмень,овес,лен,гречиху.К уборке и обработке льна часто привлекались дети, за работу выдавались карамельки-подущечки. В начальной школе в Жевлаках обучались 4 года, с 5 по 10 класс в райцентре в Кырчанах.Школьники обучались в трех одноэтажных деревянных зданиях,в каждом по 4-5 классных комнат.Каждый класс имел 2 группы учащихся, редко больше. По территории школы были проложены деревянные тротуары.В школе обучались дети всех близлежащих деревень.Нередко учеба завершалась получением свидетельства о семилетнем образовании, дальнейшее обучение до 1957 года было платным